Система ППР и техобслуживания по-прежнему актуальна
Разработка проектной и конструкторской документации

Система ППР и техобслуживания по-прежнему актуальна

Система  ППР и техобслуживания по-прежнему актуальна Каждое новое интервью этой рубрики с человеком, достигшим высот в своем деле, так или иначе связанном с работой ремонтно-эксплуатационных служб НПЗ и НХЗ,  открывает профессию механика немного с иной стороны. Вот и сегодня во время  беседы с Аркадием Фридмановичем Вайсманом, немало лет проработавшим на должности  Технического директора ОАО «ТАНЕКО», вдруг оказалось, что работа механика сродни работе доктора. Только «диагноз» ставится усталому железу, и «лечение» или «профилактика» прописывается организму завода, но также важно «держать руку на пульсе» динамического оборудования, проводить «плановые операции» - ремонты…

Аркадий Фридманович, был ли случайным для Вас выбор профессии механика?

Случайным – вряд ли, хотя, моя семья не имела отношения к нефтепереработке и нефтехимии. Я хорошо учился в школе, всегда мечтал стать врачом, но не поступил в мединститут и на следующий год подал документы в Белорусский Технологический институт, где учились мои друзья. Поступил на специальность «машины и аппараты химических производств». И вовремя одной из практик услышал про пусконаладку, про людей, которые едут в дальние города пускать новые заводы, осваивать новые технологии и процессы нефтепереработки и нефтехимии… В 1973 году по окончании вуза распределился в Пусконаладочную Контору «Оргнефтехимзаводы». Что находилась в Москве с этого времени и начался отсчет моего стажа в нефтепереработке, о чем не минуты не жалею.

В то время в России только начиналась большая химия. Если помните, тогда шариковые ручки и пластмассовые бутылки привозили из-за границы; полиэтиленовых труб, пленок, пакетов не было. Первые советские установки полиэтилена на отечественном оборудовании запускались в Уфе и в Перми, и первой моей установкой стала установка ЭП-60 на Пермском НПЗ. Потом были Мозырь, Одесса, Баку, Грозный, Служба в армии и в 1976 году Кириши ,где строилась установка получения Орто и Пароксилолов, здесь я познакомился со своей будущей женой, и так и остался работать на Киришском заводе механиком строящейся установки ГФУ и на этом предприятии прошел профессиональный путь от механика установки до начальника технадзора, главного инженера РМЗ, главного инженера и директора завода гидроизоляционных материалов «Изофлекс», заместителя директора по строительству. Мы работали в одной связке с Борисом Сергеевичем Кабановым, при мне он пришел на завод мастером в РМЗ я тогда механиком ГФУ. И тот пожар на резервуарном парке в 1986 году мы вместе тушили, вместе принимали решения…

За 43 года своего рабочего стажа в нефтепереработке я прошел путь от наладчика, оператора установки до технического директора «ТАНЕКО». На собственном опыте изучил все технологии, все уровни работ, связанных с эксплуатацией оборудования, с процессами и аппаратами, ведь на протяжении всей трудовой биографии я, так или иначе, занимался эксплуатацией оборудования, техническим контролем за его состоянием И до сих пор занимаюсь вопросами управлением проектов в области строительства и эксплуатации НПЗ. Всю жизнь меня «преследовали» эти компьютеры! Помню, в 1989-81 году, когда я еще работал в технадзоре, я привез из Киева первый персональный компьютер – в вагоне ночь не спал, охранял. Это был немецкий «Роботрон», операционной памятью 64 кбт – с таких мощностей мы тогда начинали. А первые программы для подготовки графиков ППР насосно-компрессорного оборудования выполнялись на ламповых машинах из Белоруссии, шкафы которой занимали два этажа здания. Конечно, теперь, в век персональных компьютеров, техника ушла далеко вперед , но все алгоритмы, которые мы писали тогда – по-прежнему остаются актуальны. То, что мы когда-то задумали, до сих пор работает, уже на другой технике, на других информационных системах.

- Комплекс ТАНЕКО является примером успешного использования отечественных технологий и оборудования. Поделитесь, как Вам удалось при строительстве комплекса, работая с иностранными лицензиарами, внедрять отечественные разработки?

Практически все современные НПЗ широко применяют сегодня импортные технологии и оборудование, хотя я всегда считал, что наши инженеры и специалисты не хуже, а может, и лучше западных: более универсальные, более понимающие и знающие. Но, увы, тенденции девяностых годов были направлены на продвижение западных технологий и техники, и «небедные» нефтяники пошли у них на поводу. Кроме того, в других странах государство всегда поддерживает своих производителей, в отличие от россиян. Я помню, как нам давались связанные западные кредиты, позволяющие использовать средства только на импортную технику и технологии. Благо, что в годы перестройки нам удалось сохранить хотя бы некоторые отечественные институты, опытные научные кадры.

Будучи техническим директором ТАНЕКО, я настоял, чтобы завод поставил отечественную ЭЛОУ-ВТ. И технологию висбрекинга мы купили в Башкирии, отказавшись от «Шелла», о чем ничуть не жалеем, - она еще лучше оказалась, работает очень хорошо! То же касается и оборудования – всё, что могли, мы закупали в России. Реакторы гидрокрекинга были изготовлены В Санкт-Петербурге на Ижорском заводе, У ТАТНЕФТЬ есть свой машиностроительный завод, который изготовил для нас теплообменники, аппараты воздушного охлаждения, ёмкости. Помогали Ижорскому заводу получить одобрение лицензиара на право изготовления реакторов для гидрокрекинга. Отчасти, нам повезло преодолеть сопротивление лицензиаров потому, что на тот момент сложились особые обстоятельства: японцы были загружены работой, и для создания оборудования нам бы пришлось ждать четыре года, а итальянцев пришлось бы ждать три года. Кроме того, я по своим закрытым каналам узнал, что итальянцы покупают заготовки для своих изделий именно в Ижоре, а потом готовые изделия поставляют нам. Мы приняли решение работать с ОАО «Ижорские заводы», они получили «добро» от лицензиара, и всё получилось.

В последнее время я отмечаю, как «подросли» наши машиностроительные заводы, много интересного появляется у производителей оборудования – серьезные подходы к технологиям, к материалам, многие отечественные предприятия догоняют иностранцев. Например, «Волгоградский завод нефтяного машиностроения им. Петрова» – очень хорошее серьезное производство, выпускает насосы, арматуру, теплообменники высокого давления высокого качества.

Когда мы строили ТАНЕКО, разговоров об импортозамещении ещё не велось, но тренд этот в Татарстане уже был актуален. Так, нам была поставлена задача максимально заказывать оборудование на Бугульминском машиностроительном заводе – аппараты воздушного охлаждения; и все колонны мы покупали в России. По импорту пришло только то, что не было освоено у нас –теплообменники высокого давления. Кстати, сейчас в Волгограде их тоже начали делать. Такое впечатление, нам санкции даже помогают. Думаю, лет через 10 всё необходимое оборудование мы сможем покупать в России, особенно, если государство поможет.

- А как сложилась Ваша судьба после ТАНЕКО?

ТАНЕКО мы построили, закончился этот этап, и я уехал в Москву работать в строительной компании «ЮНИКС» – это ребята с которыми я когда-то работал Киришах. Они получили подряд «Роснефти» на Новокуйбышевском НПЗ на строительство Риформинга с непрерывной регенерацией катализатора начатое еще 90-ые годы, при ЮКОСе. Потом строительство остановилось, а когда завод перешел к Роснефти, мы взялись достраивать. Были сложности, оказались потеряны некоторые детали, пришлось собирать, Но теперь уже установка работает.

Потом мои инжиниринговые знания потребовались моим сыну и зятю, – фирма «IBCON», куда я ушел, занимается автоматизацией, моим любимым делом. Мы начинали, когда я работал еще в Киришах, так что вернулся по просьбе детей и, как говорится, вспомнил молодость.

DSC00131.JPG

- Как Вы считаете, с развитием техники нефтепереработка становится менее опасным производством?

Нефть как горела, так и горит, если допускать какие-то нарушения, пропуски, переливы,. Но сейчас более современное и надежное оборудование, более совершенная автоматика, новые подходы к экологии, заводы стали менее загрязненные – воздух стал лучше. Раньше, бывало, течет нефть – сделали лоток, собирают.. и переработку. А полигонов для захоронения отходов не строили и отходы вывозили просто в лес, – страна большая земли много. Но сегодня в отрасли серьезно ужесточились правила, выбросы уменьшаются, герметизируются процессы, везде стоят датчики загазованности, повышается культура эксплуатации и обслуживания оборудования.

И общий тренд развития нефтепереработки взят на увеличение глубины переработки. Если говорить глобально, нефть перестает быть источником энергии, во многих странах уже сегодня 35% энергетики дают ветер, солнце, течения. Но нефть как сырье для химии останется актуальной надолго. Поэтому сегодня развитие отрасли направлено на получение светлых продуктов, необходимых для химической промышленности. Я скажу больше: раньше у нас в России не развивалась глубокая переработка вовсе не из-за отсталости. Плановое хозяйство нам не позволяло перерабатывать в зимнее время мазут, так как он был востребован в котельных, все станции работали на мазуте, газа-то у нас в западном регионе не было. Так, в Киришах порой часть светлых продуктов приходилось «проваливать» в мазут, чтобы зимой использовать как котельное топливо. И только когда я уже стал заместителем директора по строительству, мне поставили задачу перевести Киришскую ГРЭС-19 с мазута на газ, так как мазут – сырьё для дальнейшей переработки. С 1992 года в Киришах собирались строить гидрокрекинг, а начали только в 2000г., после того как обеспечили энергетиков газом и забрали у них мазут для наших технологий.

Сейчас, я знаю, в Нижнекамске собираются делать установку-миллионник по производству этилена, Восточная нефтехимическая компания в Находке возводит серьезное производство, Тобольская химия идет полным ходом. И всем этим предприятиям нефтепереработка должна поставлять сырье. Считаю, еще лет 20, и мы откажемся от нефтяного топлива. Возобновляемые источники энергии – это экологически чисто. И в Европе, и в Китае уже всюду стоят ветряки и солнечные батареи.

- Вы сказали - алгоритмы управления службой и материальной частью завода остались прежними. Если вкратце, то в чем они состоят?

Сегодня, к сожалению, в руководстве НП и НХ компаний преобладают экономисты и юристы, их задача – любой ценой получить дополнительную прибыль. В целях экономии в практику управления производством, подчас, внедряются стратегии, не учитывающие объективные законы управления материальными активами, техникой, ее надежностью и безопасностью.

Раньше у нас было так: пришло с завода-изготовителя оборудование, например, насосы, и мы его разбирали полностью – никому не могли доверять. Конечно, оборудование, приходящее из-за границы, более надежное, не то, что 30-40 лет назад, но заложенные в ППР осмотры и контроль должны соблюдаться в любом случае. Как говорится, «не подмажешь – не поедешь», периодическую профилактику делать необходимо, и наша разработка – система ППР, планово-предупредительных ремонтов и техобслуживания –   по-прежнему актуальна.

Сейчас появилось много приборов неразрушающего контроля, позволяющих не останавливая оборудование сказать, сможет оно еще поработать или требует профилактики либо замены. Существует много современных методов, позволяющих заранее спрогнозировать работоспособность оборудования, потому что выход из строя – это большие потери, не говоря уже о пожарах. Но нередко руководство предприятий и здесь норовит сэкономить средства, но при этом ставит задачу перейти на 5-10 лет безремонтного обслуживания. Это как цыган учил лошадь не есть: неделю учил – думал, что научил, а она сдохла… Тут то же самое, надо с пониманием относиться к мнению профессионалов, которые занимаются ежедневной эксплуатацией. Помочь техническим специалистам найти методы убеждения юристов и экономистов в необходимости ремонтов, обосновать их периодичность – вот задача. Мы закладывали методы и правильные подходы к оборудованию: как определять переходное состояние, возможность или невозможность его дальнейшей эксплуатации. Сегодня каждый день появляются новые возможности, и замечательно, что СГМ проводит семинары и совещания, куда приезжают передовые специалисты и делятся опытом, обсуждают интересные вещи – это же здорово! Варясь в собственном соку, не многому научишься, одна голова хорошо, а много – лучше.

- Расскажите, пожалуйста, чем Вы сегодня занимаетесь. На Вашей визитке значится «Директор по развитию, компания «IBCON».

Наша компания «IBCON» предлагает заказчикам услуги управления проектами капитального строительства объектов ТЭК, а также занимается созданием комплексных инженрных 3D-моделей промышленных объектов для их применения в процессе строительства и последующей эксплуатации.

Современные подходы к проектированию предполагают использование специализированных программных продуктов для создания электронных 3D-моделей, из которых выпускаются бумажные чертежи. Эти электронные модели содержат всю техническую информацию необходимую в будущем для эксплуатации (назовем эту модель «как спроектировано»). И к сожалению, сегодня на этом жизненный цикл модели заканчивается. 3D-модель ложится на полку. Если во время строительства установки во время «авторского надзора» с использованием методов лазерного сканирования внести в модель все изменения и замены оборудования, то можно получить модель «как построено», т. е. точную электронную копию. которая переходить жить в эксплуатацию, и если продолжить актуализацию модели при эксплуатации получим модель «как есть»

- Поясните, пожалуйста, конкретнее, что дает механику в его каждодневной практике использование 3D-модели?

В электронной модели установки хранится вся техническая информация с момента ее рождения и до последнего дня. А кто владеет информацией тот владет всем…

Второй программный продукт, который мы продвигаем – Primavera, управление строительными проектами – состоит из электронных таблиц, графиков. Как известно, любой проект или процесс имеет начало, промежуточные стадии, свои связи и зависимости – всё это отражает программа, позволяя контролировать и прогнозировать ситуацию, исходя из заданного ресурса. В этой программе мы стараемся помочь специалистам ремонтно-эксплуатационных служб решить вопросы ТОиР – планирования человеческих ресурсов, запчастей, оборудования. Программа позволяет заранее положить данные на графики и оценить возможности, справиться с реализацией того или иного проекта модернизации, реконструкции, капстроительства или ремонта: хватит ли возможностей, стоит ли приглашать дополнительный контингент специалистов и т.д. Мы готовы развернуть перед заказчиком его будущий ремонт со всех сторон.

- Как всегда, в завершение беседы, хочу задать вопрос про наследников, про отдых и хобби.

Как я уже сказал, работаю с сыном, с зятем и дочкой – вся моя семья, мои дети продолжают и развивают дело моей жизни, и я с удовольствием помогаю им в этом.

А хобби моё – собирать марки. Интересуюсь ими с детства, всегда собирал, потом как-то остановился, а сейчас восполняю коллекцию.

Отдыхать любим всей большой семьей, путешествуя на двух автомобилях. Например, в этом году пять тысяч километров проехали по Европе, от Питера по всей Италии.

Мы благодарим Аркадия Фридмановича Вайсмана за интересную беседу. Желаем ему крепкого здоровья, успеха во всех начинаниях и, конечно, счастья и благополучия его большой дружной семье. Пусть она растет и пополняется новыми продолжателями семейного дела, пусть развивается компания «IBCON» на благо отечественного производства.

 

Интервью провела Ирина Толстенко

Фото из личного архива А.Ф.Вайсмана




Разработка проектной и конструкторской документации
Календарь событий
Выставка НЕФТЕГАЗ-2024
Дата проведения: 15.04-18.04.2024
https://www.neftegaz-expo.ru


 
Химагрегаты №65, март 2024 Версия PDF