СЗЗ: ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРА-ВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЙ К СОБСТВЕННИКАМ ОБЪЕК-ТОВ В 2023 ГОДУ
Разработка проектной и конструкторской документации

СЗЗ: ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРА-ВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЙ К СОБСТВЕННИКАМ ОБЪЕК-ТОВ В 2023 ГОДУ

Раздел: Наука

Винокурова Мария Вячеславовна,

к.т.н., дипломированный и сертифицированный судебный эксперт по виду экспертизы «Экологическая»,

к.т.н. директор УКЦ «Экологическая безопасность ФГБОУ ВО УГЛТУ,  г.Екатеринбург (Свердловская область)


1. НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ СЗЗ УСТАНОВЛЕНА НОРМАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в части:

Ø     защиты жизни и здоровья граждан и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

- ст.41, 42 Конституции Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);

- ст.104 Земельного кодекса Российской Федерации 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ),

- ст.2, ст.3, ст.8-12, п.3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 04.11.2022) (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ);

- п.4 ч.1 ст.29 21.11.2011 г. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции от 28.04.2023 № 174-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ);

Ø     обеспечения градостроительной деятельности с учетом планировочных ограничений развития территорий населенных мест и рационального использования земельных ресурсов

- ч.4 ст. 1, ст. 23, ч.5 ст. 30, п.4 ч.2 ст.33, ч.3 ст.34, ч.8 ст.35, ч.2 ст.41.1, п.9 ч.7 ст.51, ст.55_33, ч.2, п.п.9-10 ч. 3 ст.57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (далее - ГрК РФ);

- ч.3 ст.87, п.п. 13 - 16, 18, 20, 21 ст. 106 ЗК РФ;

- ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции от 19.12.2022 № 546-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ);

- Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции от 14.04.2023 № 127-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13(3), 15, 15.1, 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости» (с изменениями на 09.12.2021, в редакции, действующей с 01.02.2022) (далее – ПП РФ от 31.12.2015 № 1532);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению (с изменениями на 17.05.2016) (далее - ПП РФ от 30.07.2009 № 621);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 № 279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» (далее - ПП РФ № 279);

Ø     охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения

- ч.1-3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ

- ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 14.07.2022 № 343-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ);

- п.3 ст.16, абз.9 п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции от 11.06.2021 № 170-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ);

Ø     минимизации штрафных санкций посредством соблюдения законодательства РФ

ст.11, ст.55 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ;

ст.6.3, ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 28.04.2023).

2. АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ утверждены:

2.1. Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 447-ФЗ) в частности:

- ПРОДЛЕНЫ ДО 01.01.2025 СРОКИ ДЕЙСТВИЯ определённых в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санэпидблагополучия населения ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ, РАСЧЁТНЫХ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ) СЗЗ И ПРЕКРАЩЕНО ДЕЙСТВИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ использования земельных участков в них.

01 января 2025 г. – новый предельный срок существования ориентировочных, предварительных (расчетных) СЗЗ, которые определены в отношении объектов.

- ОПРЕДЕЛЕНЫ НОВЫЕ СРОКИ, СВЯЗАННЫЕ С УСТАНОВЛЕНИЕМ СЗЗ и внесены соответствующие изменения в ст.26 Федерального закона № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями на 30 декабря 2021 года) (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ).

До 01 октября 2024 г. – необходимо подать заявление об установлении СЗЗ или заявление О ПРЕКРАЩЕНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ориентировочной, предварительной (расчетной) СЗЗ.

01 января 2028 г. – новый срок, до которого должны быть установлены СЗЗ и границы таких зон для объектов, в отношении которых [одновременно]:

1) СЗЗ не были установлены до 01 января 2025 г.;

2) не были определены ориентировочные, предварительные (расчетные) СЗЗ.

То есть - 01 января 2028 г. – срок, до которого необходимо внести в ЕГРН сведения об УСТАНОВЛЕННЫХ СЗЗ.

До 01 января 2028 г. правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до 01 января 2025 года установлена зона (в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН), должны направить в Росреестр, документы, необходимые для внесения сведений о зоне в ЕГРН).

До 01.01. 2028 г. зоны с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ) считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2025 г. одним из следующих способов (ч.8 ст.26 Федерального закона № 342-ФЗ):

1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;

2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;

3) НПА, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах <…>;

4) решением суда.

2.2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2480 «О внесении изменений в Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года             № 2467» (далее - ПП РФ № 2480) сохранено действие до 01.01.2025 г. ряда документов:

- Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

и ряда других:

- Отдельных абзацев постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.7.2001 № 19 «О введении в действие Санитарных правил - СП 2.1.5.1059-01» (абзац третий пункта 2.4, пункты 3.1, 3.2-3.4, абзац второй 3.7);

СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;

СанПиН 2.1.8./2.2.4.1383-03» «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» и др.

2.3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2022 № 286 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (далее – ПП РФ № 286) внесены изменения в редакцию п.3 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (ред. от 03.03.2022) (далее - ПП РФ № 222, Правила № 222) в части полномочий территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзора) в отношении принятия решений об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ предусмотренных классификацией видов объектов.

2.4. Во исполнение ПП РФ № 286 Главный государственный санитарный врач Российской Федерации утвердил приказ от 09.03.2022 № 84 «Об определении видов объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимаются территориальными органами федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (вступил в силу с 13.03.2022), согласно которому в отношении объектов II-V классов опасности, приведенных в главе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в том числе, с изменением, внесенным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.02.2022 № 7), решения об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ по результатам рассмотрения заявлений принимаются ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Письмом Роспотребнадзора от 11.03.2022 исх.№ 02/5321-2022-32 руководителям территориальных органов и подведомственных организаций разосланы соответствующие разъяснения.

2.5. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.02.2022 № 7 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74» (действ. с 13.03.2022 по 31.12.2024):

– продлено до 01.01.2025 действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;

– признаны утратившими силу Приложения № 1-6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которыми установлены рекомендуемые минимальные разрывы и расстояния для тех или иных объектов;

– внесены изменения в санитарную классификацию промышленных объектов и производств, в связи с чем полностью пересмотрена глава VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Согласно «Информации Роспотребнадзора от 14.03.2022 г. «Об упрощении порядка установления СЗЗ»» в санитарной классификации предусмотрено

- сокращение количества объектов, для которых потребуется разработка СЗЗ (30 объектов),

- изменение (снижение) класса опасности и соответствующих размеров ориентировочных СЗЗ почти для 40 видов объектов,

- уточнение наименований порядка 45 видов объектов.

3. Требуется:

3.1. для действующих объектов, введенных в эксплуатацию до 15.03.2018 г.:

1. Провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта.

2. По результатам проведенных исследований (измерений) установить одно из двух обстоятельств:

1) объект является источником воздействия на среду обитания человека – за контурами объекта превышены санитарно-эпидемиологические требования;

2) объект не является источником воздействия на среду обитания человека – за контурами объекта не превышены санитарно-эпидемиологические требования.

3. В случае если объект является источником химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, представить в Центральный аппарат Роспотребнадзора или территориальный орган Роспотребнадзора заявление об установлении СЗЗ и приложить к нему:

- проект СЗЗ;

- экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ;

- санитарно-эпидемиологическое заключение;

- графическое описание местоположения границ СЗЗ;

- перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН;

- ограничения использования земельных участков в границах предлагаемой к установлению СЗЗ.

Для строящихся, реконструируемых объектов:

1. В случае, если объект будет являться источником химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека,

не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство представить в Роспотребнадзор (территориальный орган Службы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны и приложить к нему:

- проект СЗЗ;

- экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.

Но действует МОРАТОРИЙ 1: ПРАВИЛО НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДО 01.01.2025 г., т.е. до 01.01.2025 г. не требуется подавать заявление об установлении СЗЗ до (ранее) обращения за разрешением на строительство.

Заявление об установлении зоны подается в течение 3 месяцев со дня возникновения прав на такие объекты.

Если строительство ОКС, в отношении которого подлежит установлению или изменению СЗЗ, начато в период с 04.08.2018 г. до 01.01.2025 г., правообладатели таких объектов обязаны обратиться с заявлением об установлении зоны в срок не позднее чем через 3 месяца со дня возникновения прав на такие объекты.

Для получения разрешения на строительство такого объекта не требуется наличие решения об установлении или изменении ЗОУИТ.

МОРАТОРИЙ 2: до 01.01.2025 г. в целях установления, изменения, прекращения существования СЗЗ не требуются внесение сведений о таких зонах в ЕГРН.

СЗЗ считается установленной, измененной или прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования СЗЗ уполномоченным органом.

4. Правило о проверке необходимости пересмотра установленной СЗЗ:

В срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена СЗЗ, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения СЗЗ, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении СЗЗ.

В последнее время проявилась следующая практика со стороны органов Роспотребнадзора. Управление Роспотребнадзора по одному из субъектов РФ с целью активизации работы по установлению СЗЗ предприятий, сооружений и иных объектов, требующих установления таких зон, во исполнение внутреннего письма Роспотребнадзора от 19.01.2022 № 02/1070-2022-32 «О порядке установления зон с особыми условиями использования территорий», поручило Начальникам территориальных отделов Управления обеспечить реализацию предусмотренных действующим законодательством полномочий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:

1. Подготовить и направить в адрес хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты, требующие установление СЗЗ и не имеющих разработанного проекта СЗЗ, а также санитарно-эпидемиологических заключений на данный проект, предостережения о недопустимости нарушения требований санитарного законодательства.

2. Подготовить и направить в суды иски об обязывании хозяйствующих субъектов указанных выше выполнения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части необходимости разработки проекта СЗЗ и получения СЭЗ на данный проект и т.д.

В тексте внутреннего письма указано, что [обратите внимание на логику службы (рисунок 1)], построенную на трактовке норм Федеральных законов № 447-ФЗ, № 342-ФЗ, ПП РФ № 2480 и др.

1.jpg

Рисунок 1 - Практика побуждения установления СЗЗ со стороны органов Роспотребнадзора.

Так как

1)  до 2028 г. ПРОДЛЕН срок установления ЗОУИТ

2) до 2025 г. ПРОДЛЕНО существование ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ, подтверждение или пересмотр которых должны быть реализованы в срок до 01.10.2024 г.

3) до 01.01.2025 г. ПРОДЛЕНО действии актов, содержащих порядок установления СЗЗ, ЗСО

4)  до 2025 г. ПРОДЛЕНО действие санитарных правил и норм, устанавливающих требования к СЗЗ

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, до 01.01.2025 продлевается работа по установлению СЗЗ в соответствии с действующим порядком, утвержденным положениями действующего законодательства.

И, следовательно, дорожная карта действия Роспотребнадзора:

1 ШАГ:

- плановые, внеплановые проверки, административные расследования и т.п.

- анализ результатов социально-гигиенического мониторинга

2 ШАГ установление:

- отсутствия заявления об установлении или прекращении существования санитарно-защитной зоны

- превышений уровней химического, физического, биологического воздействия на атмосферный воздух на границе СЗЗ, в пределах земельных участков и объектов, расположенных в СЗЗ

3 ШАГ - направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в адрес хозяйствующих субъектов, не обеспечивших установление СЗЗ в установленном порядке

4 ШАГ - обращение в судебные органы в соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона   № 52-ФЗ с исками об обязывании исполнения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (особенно по объектам I и II классов опасности).

5. НОРМИРУЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ: согласно п.5 «а», «б» Правил № 222 определено 2 (две) категории запретов по использованию земельных участков в границах СЗЗ:

I. ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ЦЕЛЯХ:

1.1. размещения жилой застройки, объектов образовательного назначения, объектов медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа;

1.2. организации отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения, ведения дачного хозяйства и садоводства.

II. и ЗАПРЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ЦЕЛЯХ[1]:

II.1. размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды;

II.2. производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.

Использование земельных участков в целях, определенных во второй категории запретов, может быть реализовано в границах СЗЗ, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, не приведет к нарушению качества и безопасности лекарственных средств, сырья, воды, продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

В п. 5.1, 5.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указано о недопуске размещения жилой застройки, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков; другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Согласно п. 5.3 САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в СЗЗ промобъектов допускается размещение нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПРЕБЫВАНИЯ РАБОТАЮЩИХ ПО ВАХТОВОМУ МЕТОДУ (НЕ БОЛЕЕ ДВУХ НЕДЕЛЬ), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, ПОЛИКЛИНИКИ, СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, МОТЕЛИ, ГОСТИНИЦЫ, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, АРТЕЗИАНСКИЕ СКВАЖИНЫ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

Согласно п. 5.4 САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в СЗЗ объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, производства лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека.

В п.70 СанПиН 2.1.3684-21 представлен перечень нормируемых территорий/объектов в несколько иной формулировке: жилая зона, территории, выделенные в документах градостроительного зонирования, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, организованного отдыха населения, в том числе пляжей, парков, спортивных баз и их сооружений на открытом воздухе, а также территории размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.

Хотя де-юре при решении вопросов об определении требований к содержанию проекта СЗЗ, представляемого для установления СЗЗ, установления перечня ограничений использования земельных участков в границах СЗЗ, определяющее значение должны иметь положения ПП РФ № 222, де-факто, при экспертизе проектов СЗЗ одновременно предъявляются требования по соответствию всем нормативно-правовым актам.

Тем не мене, следует также руководствоваться принадлежностью земли к категории, т.е. правому режиму её использования, равно системе запретов, ограничений, разрешений и обязанностей (рисунок 2).

2.jpg

Рисунок 2 - Правовой режим территорий, земель и земельных участков.

Понятие разрешенного использования земельного участка[2] носит уточняющий характер в рамках целевого назначения. Введение этого понятия является следствием более детального зонирования территории в масштабах субъекта федерации, региона или иного территориального деления.

В настоящее время действует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, вступивший в силу 05.04.2021 с изменениями на 23.06.2022, устанавливающий 14 видов разрешенного использования (далее – ВРИ), из которых 6 (шесть) видов могут включать нормируемые территории и объекты, а именно:

КОД 1.0 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ:

код 1.1 – 1.4 растениеводство,

код 1.5 -1.5.1 садоводство,

коды 1.7, 1.10 – 1.11 животноводство в части хранения и первичной переработки продукции,

код 1.12 пчеловодство,

код 1.13 рыбоводство,

код 1.15 хранение и переработка сельскохозяйственной продукции,

код 1.16 ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках,

КОД 2.0 ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА

код 2.1 для индивидуального жилищного строительства,

код 2.2 для ведения личного подсобного хозяйства,

код 2.3 блокированная жилая застройка

код 2.4 передвижное жилье - сооружения, пригодные к использованию в качестве жилья (палаточные городки, кемпинги, жилые вагончики, жилые прицепы), в том числе с возможностью подключения названных объектов к инженерным сетям, находящимся на земельном участке или на земельных участках, имеющих инженерные сооружения, предназначенных для общего пользования, т.е. СТРОЙГОРОДКИ И ВАХТОВЫЕ ПОСТРОЙКИ ОТНОСЯТСЯ К ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ!!!

код 2.5 среднеэтажная жилая застройка

код 2.6 многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)

КОД 3.0. ОБЩЕСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

код 3.2 социальное обслуживание (код 3.2.1 дома социального обслуживания (дома престарелых, дома ребенка, детские дома, пункты ночлега для бездомных граждан; ОКС для временного размещения вынужденных переселенцев, лиц, признанных беженцами), код 3.2.4 общежития)

код 3.4 здравоохранение (код 3.4.1 амбулаторно-поликлиническое обслуживание (в т.ч. поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры), код 3.4.2 стационарное медицинское обслуживание (в т.ч. больницы, родильные дома, диспансеры, научно-медицинские учреждения и прочие объекты, обеспечивающие оказание услуги по лечению в стационаре)

код 3.5 образование и просвещение (код 3.5.1 дошкольное, начальное и среднее общее образование (в т.ч. детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению, здания, спортивные сооружения, предназначенные для занятия обучающихся физической культурой и спортом), код 3.5.2 среднее и высшее профессиональное образование (в т.ч. ПТУ, колледжи, художественные, музыкальные училища, общество знаний, институты, университеты, организации по переподготовке и повышению квалификации специалистов и иные организации, осуществляющие деятельность по образованию и просвещению, спортивные сооружения, предназначенные для занятия обучающихся физической культурой и спортом)

код 3.6.2 парки культуры и отдыха

КОД 5.0 ОТДЫХ (РЕКРЕАЦИЯ) (в т.ч. места для занятий спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма) – код 5.1 спорт ( в т.ч. код 5.1.3 площадки для занятий спортом и физкультурой на открытом воздухе (физкультурные площадки, беговые дорожки, поля для спортивной игры)), код 5.1.4 оборудованные площадки для занятий спортом (в т.ч. сооружения для занятия спортом и физкультурой на открытом воздухе (теннисные корты, автодромы, мотодромы, трамплины, спортивные стрельбища)), код 5.1.7 спортивные базы и лагеря, в которых осуществляется спортивная подготовка длительно проживающих в них лиц, код 5.2.1 размещение пансионатов, гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению; размещение детских лагерей и т.д.

код 8.4 размещение объектов капитального строительства для создания мест лишения свободы (следственные изоляторы, тюрьмы, поселения)

код 9.2.1 размещение санаториев, профилакториев, бальнеологических лечебниц, грязелечебниц, обеспечивающих оказание услуги по лечению и оздоровлению населения; обустройство лечебно-оздоровительных местностей (пляжи, бюветы, места добычи целебной грязи); размещение лечебно-оздоровительных лагерей

КОД 13. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

код 13.1 ведение огородничества, в т.ч. осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур

код 13.2 ведение садоводства, в т.ч. осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд

код 14.0 Земельные участки, входящие в состав общего имущества собственников индивидуальных жилых домов в малоэтажном жилом комплексе … и предназначенные для удовлетворения потребностей собственников индивидуальных жилых домов в малоэтажном жилом комплексе и (или) для размещения объектов капитального строительства, иного имущества, относящегося к общему имуществу собственников индивидуальных жилых домов в малоэтажном жилом комплексе, Т.Е. НОРМИРОВАНИЕ ПО ГРАНИЦЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, А НЕ ПО ГРАНИЦЕ ПРОЕКЦИИ ЖИЛОГО ДОМА НА МЕСТНОСТИ!!!

Таким образом, для достижения максимально положительного результата следует руководствоваться в части:

1) УСТАНОВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЗЗ

- общими нормами по установлению, изменению и прекращению действия ЗОУИТ согласно п.п. 13 - 16, 18, 20, 21 ст. 106 ЗК РФ,

- нормами ч. 8, ч.9, ч.10, ч.11, ч.12, ч.13, ч.14, ч.16, ч.16_1, ч.16_2, ч.16_3, ч.17, ч.18 Федерального закона № 342-ФЗ от 03.08.2018,

- нормами Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ,

- нормами Правил № 222 от 03.03.2018,

- нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

2) ВНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О СЗЗ В ЕГРН –

- нормами ст.57_1, ч.21 ст.106 ЗК РФ,

- нормами ч.12, ч.16_1 Федерального закона № 342-ФЗ,

- нормами Федерального закона № 218-ФЗ,

- нормами Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в редакциях Федеральных законов от 21.12.2021 № 414-ФЗ, от 19.12.2022 № 548-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 170-ФЗ)[3],

- ПП РФ от 31.12.2015 № 1532,

- ПП РФ от 30.07.2009 № 621,

- Приказом Росреестра от 01.08.2014 № П/369 с Приказом Минэкономразвития России от 15.09.2016 № П/0465 в редакции приказа Росреестра от 28.10.2022 № П/0414 с 01.12.2023.

- с 01.03.2023 приказом Федерально службы государственной регистрации, кадастра и картографии приказ от 26.07.2022 № п/0292 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории».

3)  ФОРМ ЗАЯВЛЕНИЙ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ, ИЗМЕНЕНИИ ИЛИ ПРЕКРАЩЕНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЗЗ – положениями Приказа Роспотребнадзора от 05.12.2018 № 1000 «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны» (далее - Приказ № 1000).

4)  ПРОЦЕДУРЫ, СРОКОВ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ВЫДАЧИ СЭЗ И ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЙ – нормами

- Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ,

- положениями Приказа Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (с изменениями на 1611.2018) (далее – Приказ № 224).

5) ТРЕБОВАНИЙ К ЭКСПЕРТНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЯМ – позицией Роспотребнадзора, изложенной в письме «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон» от 18.06.2015 № 01/6968-15-32.

6) ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, К АТМОСФЕРНОМУ ВОЗДУХУ, … ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ) МЕРОПРИЯТИЙ – нормами СанПиН 1.2.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (с изменениями на 14.02.2022) (далее - СанПиН 1.2.3684-21).

7) КРИТЕРИЕВ УСТАНОВЛЕНИЯ СЗЗ – нормами Правил № 222, СанПиН 1.2.3684-21, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями на 30.12.2022.)

8) СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА СЗЗ – положениями п.п.18 и 19 Приказа Роспотребнадзора от 02.11.2018 № 299 «Об утверждении порядка выдачи решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны»[4].

9) УСЛОВИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЦЕНКИ РИСКА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ГРАНИЦ СЗЗ – нормами п/п в) п. 16 Правил № 222, согласно которому акцента на класс опасности объектов указано на необходимость обоснования размеров и границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.

Согласно п.3.12, п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 оценка риска для здоровья населения проводится для промышленных объектов и производств I и II классов опасности и групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II класса опасности.

В соответствии с п.68 СанПиН 2.1.3684-21 расчет канцерогенных и неканцерогенных рисков должен осуществляться хозяйствующими субъектами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью при установлении, изменении, прекращении существования СЗЗ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ, определяющими порядок установления таких зон (согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ) и обосновании седьмой подзоны приаэродромной территории.

10) КРИТЕРИЕВ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОГРАММУ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ – нормами п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (расчетная максимальная приземная концентрация веществ более 0,1 ПДК и 1 ПДУ по физическим факторам воздействия за границей промплощадки).

При этом, СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ В ВИДУ, что службой РПН при оценке достаточности рассчитанной СЗЗ данными натурных исследований уровня загрязнения атмосферного воздуха учитываются и собственные данные мониторинга в периоды НМУ, в рамках СГМ в периоды интенсивного вторичного пыления после сходя снегового покрова и до наступления сезонных дождей.

Ваша задача заключается в объективном обосновании конкретного наиболее характерного для местности размещения предприятия климатического периода для отбора проб атмосферного воздуха.

В разработке и реализации программ контроля уровня загрязнения АВ в рамках СГМ РПН руководствуется в том числе МР 2.1.6.0157-19 «2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. формирование программ наблюдения за качеством атмосферного воздуха и количественная оценка экспозиции для задач социально-гигиенического мониторинга. методические рекомендации» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ от 02.12.2019).

11) ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, К АТМОСФЕРНОМУ ВОЗДУХУ, … ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ) МЕРОПРИЯТИЙ – нормами СанПиН 1.2.3684-21[5].

12) ТРЕБОВАНИЙ К ЭКСПЕРТНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЯМ – позицией Роспотребнадзора, изложенной в письме Центрального аппарата «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон» от 18.06.2015 № 01/6968-15-32, в котором много лет назад были сформированы требования к составу экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ. Все эти требования все-таки следует отражать в проекте СЗЗ.

Роспотребнадзор отказывает в выдаче решения об установлении СЗЗ и (или) санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ в связи с выявлением замечаний к экспертному санитарно-эпидемиологическому заключению в части недостоверности или отсутствия сведений по производственной мощности, источникам выбросов, перечню загрязняющих веществ, неправомерному использованию гигиенических нормативов и т.д. и т.п. (рисунок 3) (например, дела №А42-7304/2016, №А61-3869/2017, №А60-63038/2017, №А31-4721/2017, №А04-6312/2017, №2-913/2019, №А60-19075/2019, №А60-9239/2020 и др.).

3.jpg

Рисунок 3 – Позиция Роспотребнадзора при подготовке мотивированных отказов в установлении СЗЗ.

13) КОМПЕНСАЦИИ ВЛАДЕЛЬЦАМ ОБЪЕКТОВ В СЗЗ – ЗК РФ; Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 59 «Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – ПП РФ № 59); «Методическими рекомендациями Минэкономразвития России по расчету размера указанных убытков», утвержденными приказом Минэкономразвития России от 14.01.2016 г. № 10.

Согласно ч.2 ст.57.1 ЗК РФ УБЫТКИ ВОЗМЕЩАЮТСЯ:

- ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ - СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ;

- АРЕНДАТОРАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ И ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ, которым предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

- ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ, органы государственной власти или органы местного самоуправления которых осуществляют полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в случае включения в границы ЗОУИТ земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности);

- СОБСТВЕННИКАМ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ В НИХ, ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в случае, если строительство таких зданий, сооружений, объектов начато до дня установления или изменения ЗОУИТ в отношении их не принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием таких зданий, сооружений, объектов предельному количеству этажей и (или) предельной высоте зданий, сооружений, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, федеральными законами, требованиями разрешений на строительство (далее - обязательные требования к количеству этажей и (или) высоте объекта);

- ГРАЖДАНАМ - НАНИМАТЕЛЯМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах в случае, если строительство таких многоквартирных домов начато до дня установления, изменения ЗОУИТ.     

Согласно п/п 1 ч.8 ст.57.1 ЗК РФ УБЫТКИ В СВЯЗИ С УСТАНОВЛЕНИЕМ, ИЗМЕНЕНИЕМ СЗЗ ВОЗМЕЩАЮТ:

- СОБСТВЕННИК ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, В СВЯЗИ С РАЗМЕЩЕНИЕМ КОТОРЫХ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ИЛИ ИЗМЕНЕНИИ ЗОУИТ (концессионер, частный партнер в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве),

- ИНОЙ ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ таких здания, сооружения, если его обязанность по возмещению указанных убытков предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением,

- ЗАСТРОЙЩИК в случае возмещения убытков, причиненных в связи с установлением ЗОУИТ в отношении планируемого к строительству объекта капитального строительства до ввода такого объекта в эксплуатацию.

В части ЗАСТРОЙЩИКОВ определенные шансы на возмещение убытков имеются. Что касается СОБСТВЕННИКОВ, то это менее вероятно.

Обратимся к ст.107 ЗК РФ «Последствия установления, изменения, прекращения существования ЗОУИТ», которая была введена Федеральным законом № 342-ФЗ. Во-первых, возмещение убытков как раз и является одним из последствий установления / изменения СЗЗ как ЗОУИТ.

Далее, вполне возможно предъявление встречных исков:

- со стороны Субъекта хозяйственной деятельности в адрес собственника объекта недвижимости, нахождение которого не соответствует требованиям п/п а п.5 Правил          № 222,

- а со стороны собственника объекта недвижимости, нахождение которого не соответствует требованиям п/п а п.5 Правил № 222 в адрес Субъекта хозяйственной деятельности, для объекта которого установлена СЗЗ.

Например, Решение АС Нижегородской области от 17 мая 2022 г. по делу А43-36482/2021.

Согласно ч.5 указанной статьи снос объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках в границах ЗОУИТ, осуществляется в случае,

- если в соответствии с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах ЗОУИТ, размещение объектов недвижимого имущества запрещается, или в случае,

- если собственник объекта недвижимости не изменил его разрешенное использование (назначение) на вид разрешенного использования, допустимый в соответствии с указанными ограничениями и градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории, в срок, предусмотренный соглашением о возмещении убытков, а в случае отсутствия указанного соглашения в срок, предусмотренный пунктом 4 настоящей статьи.

Вопрос о сносе либо сохранении объектов, размещенных в ЗОУИТ с нарушением установленных ограничений, не является новым; до августа 2018 года в законодательстве он урегулирован не был, равно как и не был должным образом регламентирован правовой режим таких зон. При этом судебная практика по спорам о сносе указанных объектов не отличалась единообразием, например, решения по делам № 2-109/2015 от 29.04.2015, № 2-2491/2015 от 28.05.2015 и др.

УБЫТКИ НЕ ВОЗМЕЩАЮТСЯ СОГЛАСНО:

- п/п 4) ч.2 ст.57.1 ЗК РФ: если в отношении объектов в СЗЗ принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием таких зданий, сооружений, объектов предельному количеству этажей и (или) предельной высоте зданий, сооружений, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, федеральными законами, требованиями разрешений на строительство (далее - обязательные требования к количеству этажей и (или) высоте объекта).

- п/п а) п.15 ПП РФ № 59: при расчете размера возмещения публично-правовым образованиям не учитываются убытки, связанные с изменением рыночной стоимости земель и (или) ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с установлением ЗОУИТ;

- п.18 ПП РФ № 59: если убытки возникают в отношении части ЗУ, учитывается возможность продолжать использование ЗУ в целом в соответствии с его разрешенным использованием.

Согласно п.7. ПП РФ № 59 определение размера убытков осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» лицами, указанными в п. 3 ст. 57, п. 8 ст. 57.1 ЗК РФ, или привлеченными ими лицами в отношении объектов гражданских прав, прав требований и обязательств. Для определения размера убытков применяются особенности определения размера возмещения, установленные ст. 56.8, ст. 57.1 и ст. 107 ЗК РФ.

Согласно п.8 ПП РФ № 59 ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗМЕРА УБЫТКОВ УЧИТЫВАЮТСЯ:

а)     установленные виды разрешенного использования земельного участка и (или) здания, сооружения на день, предшествующий дню наступления причины, повлекшей возникновение убытков;

б)     ограничения прав и обременения недвижимого имущества, существовавшие до наступления причины, повлекшей возникновение убытков;

в)     обычные условия рынка, определяющие доходность использования земельного участка и (или) иных объектов недвижимого имущества;

г)     невозможность осуществления всех видов деятельности на земельном участке, предусмотренных его разрешенным использованием, в силу наступления причины, повлекшей возникновение убытков.

А согласно ч.4 ст.57.1 ЗК РФ «при расчете размера возмещения также учитываются убытки, возникающие в связи

- с расторжением договоров, заключенных лицами, указанными в подпунктах 1 - 4 пункта 2 настоящей статьи, в отношении ЗУ и (или) иных объектов недвижимого имущества,

- невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах,

а в случае сноса жилого помещения или запрета проживания в нем также убытки, предусмотренные ч.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

КОГДА НЕ НУЖНА РЫНОЧНАЯ ОЦЕНКА? С 06.02.2022 уточнено: если убытки можно определить по соглашениям, бухгалтерской отчетности, результатов экспертиз и других документов, подтверждающих их, этого достаточно для установления их размера. Рыночную оценку проводить не нужно (п. 7 Постановления № 59).

Но это не касается случаев, когда есть споры о стоимости земельного участка и/или недвижимости (прав на нее), а убытки связаны с уменьшением рыночной стоимости таких объектов или прекращением прав на них.

ТРЕБОВАНИЯ О ВОЗМЕЩЕНИИ УБЫТКОВ МОЖНО НЕ ЖДАТЬ, ЕСЛИ ЛИЦО, ВОЗМЕЩАЮЩЕЕ УБЫТКИ, ПРЕДЛОЖИТ ПРАВООБЛАДАТЕЛЮ СРАЗУ ПОДПИСАТЬ СОГЛАШЕНИЕ. Для этого нужно направить ему 2 (два) подписанных экземпляра проекта соглашения – на бумаге почтовым отправлением с уведомлением о вручении.




[1] Согласно п.16 «д» Правил № 222 в СЗЗ обоснованно возможно использование земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» п. 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека…» в случаях, если:

1)  в проекте установленной СЗЗ не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков;

2) химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отноше-нии которого установлена СЗЗ, НЕ приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

2. Для действующих пищевых предприятий, производства на полях сельско-хозяйственной продукции, произведенных на объектах, размещенных в СЗЗ, выполняется гигиеническая оценка качества и безопасности сырья, питьевой воды, выпускаемой пищевой и выращиваемой сельско-хозяйственной продукции в соответствии с СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (с изменениями и дополнениями), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 г. № 36 (Cтатус: Действует), СанПиН 2.1.3684-21.

3. При обосновании наличия сельскохозяйственных земель в СЗЗ необходимо подтвердить замерами отсутствие специфических маркерных для объекта, в отношении которого устанавливается СЗЗ, загрязняющих веществ в почвах.

[2] В ст.37 ГрК РФ представлены виды разрешенного использования земельных участков и ОКС применительно к каждой территориальной зоне: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

[3] Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ). В соответствии с изменениями, внесенными в п.42 ч.1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ, вступающими в силу с 01.03.2022, работы по установлению, изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории, подлежат обязательному лицензированию.

[4] Исходя из анализа отказов от выдачи решений ГГСВ РФ и субъектов РФ по формальным и содержательным причинам и поводам я считаю целесообразным разрабатывать проект СЗЗ по требованиям, изложенным в Приказе РПН № 299.

[5] Пунктом 72 СанПиН 1.2.3684-21 регламентируется обязательность проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в отношении источников воздействия (объектов), создающих химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающее 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на границе:

- земельного (земельных) участка (участков) объекта (объектов);

- полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий (далее - полоса отвода);

- объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством РФ размещение объекта допускается без оформления прав на земельный участок или участки и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка или участков.




Разработка проектной и конструкторской документации
Календарь событий
Ежегодное отраслевое совещание главных метрологов
Дата проведения: 27.02 - 01.03.2024
https://sovet-npz.ru


 
Химагрегаты №64, декабрь 2023 Версия PDF