
Импортозамещение поможет удвоить срок службы масел для АКПП
Специалисты из РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина создали уникальную формулу масла для автоматических трансмиссий, превосходящего по сроку службы вдвое зарубежные аналоги. Об этом стало известно Информагентству «Девон» из сообщения, опубликованного университетом.
«На сегодняшний день наблюдается нехватка высококачественных российских масел для автоматических коробок передач, – отметил руководитель научной разработки, доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии Леонид Багдасаров. – После ухода большинства западных поставщиков, китайские производители добавок для масел пока не в состоянии предложить адекватную замену».
Важно отметить, что использование некачественного масла в автоматической коробке передач может привести к ее неисправности или даже полному выходу из строя. Снижение затрат на ремонт и запасные части имеет особое значение для предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, или компаний-транспортировщиков, где длительный простой автотранспорта может привести к серьезным финансовым потерям.
Жидкость, используемая в автоматических трансмиссиях, выполняет множество функций. Поэтому существует множество критериев, определяющих качество масла. Некоторые требования к маслу противоречат друг другу, объясняет Александра Спиридонова, сотрудник кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии, участник проекта.
С одной стороны, масло должно уменьшать трение, обеспечивая защиту от износа. С другой стороны, оно должно обеспечивать надежное сцепление дисков при переключении передач, демонстрируя высокие фрикционные характеристики. Для обеспечения быстрой работы гидравлической системы требуется низкая вязкость масла, но это свойство одновременно снижает его противоизносные характеристики.
Ранее проблема объединения разнородных свойств в масле решалась путем добавления противоизносных и антифрикционных присадок. Однако, из-за своего химического состава, эти присадки часто вступают в конфликт друг с другом. Улучшая один параметр масла, например, уменьшение износа, они ухудшают другие – фрикционные свойства.
«Получался своего рода тупик, – пояснила Спиридонова. – Мы нашли новое решение, полностью отказавшись от использования присадок-антагонистов. Вместо этого мы разработали уникальный ингредиент – сложный фосфатированный эфир, производство которого можно полностью организовать на территории России. Он обеспечивает уменьшение потерь на трение и более эффективный отвод тепла от поверхностей контактирующих деталей».
Использование фосфатированного эфира приводит к увеличению КПД коробки передач и снижению температуры масла. Уменьшение нагрева жидкости замедляет процесс ее окисления, тем самым продлевая срок службы масла.
«Применение нового компонента позволило сократить количество присадок, используемых в импортных аналогах, – отметил Багдасаров. – Это значительно снижает стоимость производства».
Разработанное в Губкинском университете масло было протестировано в автобусном парке «Мострансавто», где трансмиссии городских автобусов работают в самых тяжелых условиях. Результаты испытаний подтвердили, что разработанный учеными продукт служит дольше существующих аналогов, требуя замены только после 200 тысяч километров пробега, и продлевает срок службы трансмиссии.
Следующим этапом проекта станет создание трансмиссионного масла, предназначенного для работы в технике, эксплуатируемой в северных регионах России.
Справочная информация от ИА "Девон":
Рынок масел для автоматических коробок передач (ATF) развивался параллельно с развитием автоматических трансмиссий. Рост популярности автоматических коробок пришелся на 1940-е годы.
Первое в мире серийное масло данного типа было представлено компанией General Motors в 1949 году. В качестве единственной присадки использовался спермацетовый жир, получаемый из кашалотов, который добавлялся для уменьшения трения деталей коробки.
В первой половине 20-го века спермацет считался ценным смазочным материалом и использовался в различных отраслях, включая парфюмерию, медицину и промышленность. Однако впоследствии натуральные жиры были заменены синтетическими аналогами.
Изначально автомобили с автоматическими коробками передач стали выпускаться в Соединенных Штатах Америки. Поэтому именно американские компании первыми начали разрабатывать требования к ATF.
В Советском Союзе первые автоматические коробки передач были установлены в конце 1950-х годов на большегрузных городских автомобилях и машинах, предназначенных для обслуживания правительства. В 1957 году на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) началось серийное производство автомобиля ГАЗ М-21 «Волга» с автоматической коробкой передач (АКПП), что послужило стимулом для создания первого отечественного масла со своей собственной спецификацией – масла марки «А».
