Нефтяники высказались о перспективе биотоплива в РФ
Разработка проектной и конструкторской документации

Нефтяники высказались о перспективе биотоплива в РФ

Раздел: Экология
24.02.2025
С 2027 года все авиакомпании мира должны будут ограничивать выбросы от международных рейсов на 85% по сравнению с 2019 годом. Аналогичным образом развивается ситуация в международном судоходстве. Поэтому многие зарубежные нефтегазовые компании инвестируют в производство экологичного топлива.

ГИДРОПЕРЕРАБОТКА И КОНВЕРСИЯ.

Сегодня "Газпром нефть" – одна из немногих компаний, реализующих пилотные проекты по выпуску биотоплив в России. С 2021 года были проанализированы три основных направления: гидропереработка эфиров и жирных кислот из масложирового сырья, конверсия спирта из биомассы и синтез Фишера-Тропша.

Последний применяется в основном для целлюлозных отходов в остатках лесопереработки и твердых бытовых отходов. 
Наиболее перспективной называют технологию, позволяющую удешевить биотопливо, - гидропереработка эфиров из жирных кислот.

"В качестве сырья мы используем жиросодержащие продукты, - рассказал руководитель программы ключевых проектов развития продуктовых бизнес-единиц компании Кирилл АНТОНОВ. — Это отработанные растительные масла, технический животный жир, жирные кислоты определенных масел. Мы наработали опытную партию биокомпонента SAF. Успешно завершили стендовые испытания на газотурбинном двигателе».

Продолжается тестирование продукта при участии Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации и Центрального института авиационного моторостроения.
Произведена также промышленная партия судового топлива (свыше 30 тыс. тонн) с 6%-м увеличением биокомпонента. Этим топливом были заправлены различные суда в морских портах РФ.
НУЖНА ГОСПОДДЕРЖКА.

В "Татнефти" также поддерживают развитие данного направления. Там отмечают, что в России разрабатывается нацпроект "Биоэкономика". Он направлен на создание инфраструктуры для развития биотехнологий и использования биосырья. Тема биотоплива должна быть учтена в этом нацпроекте, считают в компании.

"Татнефть" полностью разделяет инициативу формирования благоприятных условий для биотопливной отрасли в стране. Группа будет способствовать снижению нагрузки на экологию и созданию производств топлива из возобновляемых биоресурсов.

На данный момент в "Татнефти" изучают рынки, а также отрабатывают технологии производства. Отмечается, что пока себестоимость производства биотоплива значительно выше, чем у ископаемого сырья. А перспективы развития биотопливного рынка на начальном этапе зависят от господдержки.

Татарстанская компания производит биотопливо на опытно-промышленной установке. "Татнефтью" в 2022 году создан Центр биотехнологий в поселке Актюбинский. Там будут производить биопродукты, интегрированные в производственные цепочки компании, в том числе и «зеленое» топливо.

ОТКАЗ ОТ МАСЛА ПОСЛЕ ЖАРКИ.

ЛУКОЙЛ также занимается биотопливной темой, но на зарубежных рынках. В России компания изучала возможность производства топлива из водорослей. В 2023 году ЛУКОЙЛ сократил продажи биотоплива на 4%, до 8,1 млн тонн. В компании отмечают, что спрос на продукты остается стабильным с незначительными колебаниями год к году.

"Роснефть" о своих планах развития технологий биотоплив не сообщала. При этом ее глава Игорь СЕЧИН указывал, что интерес к биотопливу в мире снижается из-за высоких затрат и неспособности достичь поставленных целей.

"Даже такие нефтяные гиганты, как Chevron, BP и Shell останавливают проекты по производству альтернативного топлива, - заявлял недавно Сечин. - Меня радует отказ от производства авиационного топлива из использованного масла для жарки".

АВИАБИЛЕТЫ ПОДОРОЖАЮТ.

В конце 2021 года авиакомпания S7 выполнила первый в России рейс с использованием биотоплива. Airbus A320neo заправили на заводе в Тулузе смесью SAF на основе органических соединений и классического авиатоплива. Далее он приземлился в Домодедово. Доля биотоплива в смеси составила 10%. Это позволило сократить выбросы CO2 на рейсе на 7% (1,7 тонны).

"Такие полеты реальны, и за ними будущее экологичных авиаперевозок", - комментировала совладелица S7 Татьяна ФИЛЕВА. Важно разработать законодательную базу, которая позволит сертифицировать такое топливо в России. В мире есть всего несколько аэропортов, где поставляется SAF. В России их нет, отмечала Филева.

В целом биотоплива производится недостаточно для массовых поставок авиакомпаниям. Если такие поставки все же будут организованы, возникнет другая проблема. Билеты для пассажиров будут существенно дороже, чем на рейсы на обычном топливе.

О сотрудничестве в развитии производства "зеленого" авиатоплива в РФ чуть ранее в том же году договорились "Аэрофлот" и "Газпром нефть". В «Аэрофлоте» подчеркивали, что использование SAF должно быть не только экологичным, но и экономически обоснованным.

Однако после введения запрета на поставки в РФ новой авиатехники и запчастей, появились новые проблемы. Внимание отрасли переместилось на поддержание летной годности оставшегося парка самолетов. Не сообщалось и о практическом интересе морского транспорта РФ к применению биотоплива.

https://iadevon.ru/news



Разработка проектной и конструкторской документации
Календарь событий
33-я международная специализированная выставка «Газ. Нефть. Технологии» пройдет с 20 по 23 мая 2025 года в Уфе
Дата проведения: 20.05.-23.05.2025
https://gntexpo.ru/


 
Химагрегаты №69, Март 2025 Версия PDF