Итоги конференции «КПГ 2014»
Разработка проектной и конструкторской документации

Итоги конференции «КПГ 2014»

Раздел: Экология


<p><strong>Медленно, но верно</strong></p>
<p>Россия постепенно движется в сторону более активного использования компримированного природного газа. Принимаются активные меры для стимулирования регионов к переходу на использование данного вида топлива. Однако по-прежнему слаборазвитой остается инфраструктура АГНКС, что тормозит процесс перевода транспортных средств на газ, а также не решена проблема ценового регулирования</p>
<p>17 декабря в Москве при поддержке Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и «Национальной газомоторной ассоциации» прошла третья международная конференция «<strong>КПГ 2014</strong>», организованная <strong>CREON</strong><strong> </strong><strong>Energy</strong>. Генеральным информационным партнером выступила «Российская газета Бизнес», информационным спонсором - журнал «Нефть России».</p>
<p>Генеральный директор CREON Energy<strong> </strong><strong>Санджар Тургунов</strong>, открывая конференцию, отметил, что «Газпром» как самостоятельно, так и совместно с государством, принимает активное участие в переводе коммунального и личного транспорта на КПГ. Но проблемы прошлых лет - нехватка инфраструктуры, вопросы безопасности, ценообразование - никуда не исчезли.</p>
<p>Ценовое регулирование КПГ в России с учётом международного опыта осветил <strong>Петр Золотарёв</strong>, исполнительный директор по развитию CNG-проекта компании «Русские Машины». Первостепенной задачей при развитии рынка газомоторного топлива является достижение наименьшей совокупной стоимости владения на километр пробега транспорта на КПГ с достаточным паритетом по сравнению с другими видами жидкого моторного топлива и СУГ (пропан-бутан). Как показало технико-экономического моделирование, на процесс расширения использования природного газа в качестве ГМТ в большей степени наряду со многими факторами влияют следующие параметры: километраж (дневной пробег общественного, коммерческого транспорта); цена приобретения (первичная стоимость приобретения, цена инвестиций в транспорт); непосредственно цена на компримированный природный газ. Цена газомоторного топлива должна не только обеспечивать достаточный объем экономических выгод владельцам транспорта на КПГ, но и стимулировать инвесторов к расширению сетей заправок КПГ и СПГ, т.к. в то же время стоимость реализуемого ГМТ является интегральной функцией себестоимости и возврата инвестиций в заправочную инфраструктуру.</p>
<p>В странах с наибольшим развитием и проникновением КПГ применялось как ценовое регулирование, так и комплексные системные меры поддержки монетарного и немонетарного характера (при организации конкурсов на перевозки - дополнительные баллы за использование КПГ, допуск транспорта на КПГ в центр города, природоохранные зоны и т.д.).</p>
<p>Исключительно ценовым регулированием существующую проблему решить нельзя, поэтому нужен комплексный подход к вопросу развития инфраструктуры заправок, сервиса (включая вопросы поверки баллонов), субсидиарной поддержки закупки транспорта на КПГ, и сбалансированности ценового подхода. Для формирования спроса и предложения на рынке КПГ стоит скоординировать взаимодействие всех его участников: государства, топливных ритейлеров и автопроизводителей. По мнению докладчика, необходимо выработать долгосрочную политику субсидирования для конечного пользователя, либо для производителей транспорта.</p>
<p>В качестве примера был приведён опыт Италии, применившей субсидиарный механизм на уровне регулирования цен. Причём не только к автомобильной промышленности, но и к развитию инфраструктуры и её строительства. В итоге, в стране был совершён крайне эффективный переход на газомоторное топливо: при равном количестве АГНКС - машин, работающих на природном газе, значительно больше, чем в ряде других европейских стран.</p>
<p>Как известно, в октябре 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил распоряжение о распределении субсидий в размере 3.77 млрд рублей бюджетам субъектов РФ на закупку работающих на газомоторном топливе автобусов и техники для ЖКХ.</p>
<p><strong>Евгений Пронин</strong>, главный специалист «Газпром экспорт», руководитель рабочего комитета «Использование газа» Международного газового союза в своём докладе рассказал о развитии глобального рынка КПГ. Мировой рынок природного газа для транспорта продолжал расти, несмотря на то, что нефть и нефтепродукты остаются основными в обеспечении энергетикой транспортного комплекса. Парк машин на КПГ и СПГ увеличился на 13% и превысил 22 млн единиц. Количество газовых заправок увеличилось на 20% (26.5 тыс. станций), а учтенный спрос на метан вырос на 43%, превысив 40 млрд м3/год.</p>
<p>На данный момент нет объективных причин говорить о том, что моторное топливо резко упадёт в цене. Розничные цены в Европе остаются на том же уровне, и параллельно с общим трендом следуют на повышение.</p>
<p>Мировой рынок КПГ продолжает динамично развиваться, в том числе в Китае, Индии, Аргентине, Бразилии, Пакистане. Правда, последние столкнулись с проблемой нехватки объёмов собственного газа и вынуждены два-три дня в неделю отключать АГНКС от поставки газа. Европа продолжает демонстрировать рост, но не такой заметный, как Азия. Потенциал европейского газомоторного рынка к 2020 г. оценивается примерно в 40-45 млрд м3 природного газа в год, при этом 35-40% будет приходиться на СПГ.</p>
<p>С докладом, посвящённым развитию сети АГНКС, работающих на компримированном природном газе, выступил <strong>Андрэ Шуман</strong>, руководитель департамента «Э.ОН Россия». На сегодняшний день по числу газонаполнительных станций лидером в Европе считается Италия с более чем 1000 заправочных комплексов, затем следует Германия - с 920 АГНКС.</p>
<p>В рамках обсуждения докладов очень часто поднимался вопрос государственной поддержки. Г-н Шуман согласился с мнением, что государство должно создавать рамочные условия для законного бизнеса, но в то же время подчеркнул, что ни одной государственной субсидии для развития инфраструктуры АГНКС в Германии выделено не было. Инициатива развития в данном случае исходила от региональных и межрегиональных поставщиков газа, создавших в 2002 г. компанию «Эрдгаз Мобиль», которая выступает генеральным подрядчиком по строительству АГНКС в стране (от проектирования до ввода в эксплуатацию). Организация разработала единые стандарты безопасности для всех заправочных станций, занималась согласованием межрегионального сетевого планирования для внедрения станций в существующую газотранспортную сеть, а также разработкой типовых договоров с нефтяными и газообеспечивающими компаниями.</p>
<p><strong>Владислав Лукшо</strong>, кандидат технических наук - начальник управления научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ», рассказал об испытаниях автотранспортных средств с газовыми двигателями, которые проводились на динамометрической дороге центра испытаний ФГУП «НАМИ» в соответствии с методикой, основанной на определении скоростных свойств АТС по ГОСТ 22576-90 и топливной экономичности по ГОСТ Р 54810-2011. Ожидается, что жизненный ресурс эксплуатации газовых двигателей до капитального ремонта будет не ниже ресурса двигателей, которые работают на дизельном топливе.</p>
<p>Среди тенденций развития газовых двигателей докладчик обозначил снижение рабочего объёма, применение высокого наддува, высокая литровая мощность, применение распределённого фазированного впрыска газа, переход на стехиометрические смеси.</p>
<p><strong>Надежда Власенко</strong>, ведущий научный сотрудник лаборатории охраны окружающей среды и ресурсосбережения Центра экологической безопасности, энергоэффективности и охраны труда «Газпром ВНИИГАЗ», подготовила сообщение об экологических преимуществах использования природного газа в качестве моторного топлива. Докладчик выделяет следующие положительные стороны: получение ГМТ на основе наилучших доступных технологий; стабильно низкие цены; возможность газифицировать удалённые от газопроводов труднодоступные регионы страны; доступность и распространённость природного газа. Среди технических преимуществ - увеличение срока службы двигателя в 1.5-2 раза и ресурса двигателя на 50%, простота заправки, относительная лёгкость газобаллонного оборудования. В экологическом плане - это снижение токсичных и канцерогенных выбросов в атмосферу.</p>
<p>К участникам круглого стола, посвящённого обеспечению транспорта экологически чистым метановым топливом, обратился его модератор <strong>Станислав Люгай</strong>, директор центра использования газа «Газпром ВНИИГАЗ», исполнительный директор НП «Национальная газомоторная ассоциация», отметив, что в настоящее время руководством страны дан старт масштабной программе по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, а газификация транспорта - важный шаг к повышению экономической и энергетической эффективности транспортных перевозок в РФ.</p>
<p>В настоящее время региональные власти разрабатывают необходимую законодательную базу и закупают транспорт на метане, автопроизводители расширяют модельный ряд новыми образцами газомоторной техники, перевозчики предпринимают шаги по эффективной эксплуатации газомоторного транспорта. Ряд мероприятий направлен на развитие и расширение использования природного газа в качестве моторного топлива, при этом, отмечается, что объединение усилий всех заинтересованных сторон позволит системно развивать рынок ГМТ в масштабах всей страны.</p>
<p>Также внимание участников было обращено на проблемные вопросы и задачи, решение которых будет способствовать эффективному развитию газозаправочной и газоиспользующей инфраструктуры: безопасность производства, хранения, транспортировки и использования газомоторного топлива; безопасная эксплуатация транспорта; производство отечественного газозаправочного и газоиспользующего оборудования; снижение капзатрат и себестоимости КПГ; обеспечение потребителя качественным топливом, отвечающим экологическим требованиям; совершенствование нормативно-технической документации по <a name="_GoBack"></a>проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации автотранспортных предприятий, сервисных центров по переоборудованию транспортных средств и пр.</p>
<p>К обсуждению имеющихся проблем присоединился <strong>Николай Лапушкин</strong>, начальник лаборатории АГНКС «Газпром ВНИИГАЗ». Эксперт добавил, что ещё одним моментом, требующим внимания, является тот факт, что поставляемый по трубопроводам природный газ в некоторых местах для его соответствия экологическому классу 4 и выше, установленному техрегламентом для моторных топлив транспортных средств, необходимо дополнительно готовить. Для применения КПГ в современных автомобилях с ограничением выбросов ОГ на уровне Евро-5 необходимо проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по повышению его качества - удалением серы, твёрдых частиц и высококипящих компонентов, которые приводят к ухудшению рабочего процесса газового двигателя, и, как следствие, к повышению его нагруженности.</p>
<p>В ходе заседания был<strong> </strong>поднят ещё один немаловажный вопрос, касающийся ценообразования на компримированный природный газ. Напомним, что летом этого года Минэнерго разработало проект, который ограничивал розничную цену КПГ - не выше 35% от стоимости дизтоплива. При таком подходе газозаправочный бизнес станет убыточным. В свою очередь, компания «Газпром газомоторное топливо», являющаяся единым оператором по развитию рынка ГМТ от «Газпром», представила все необходимые экономические расчёты, в т.ч. и в Минэкономразвития. На высшем государственном уровне было принято решение о нецелесообразности привязки к такой низкой (35%) ценовой планке газомоторного топлива. В настоящее время предлагается рассмотреть вариант рыночного ценообразования на КПГ.</p>
<p>В рамках круглого стола <strong>Валерий Яшин</strong>, генеральный директор объединения «Компрессор», рассказал о продукции предприятия. На протяжении 16 лет основной деятельностью которой является разработка, изготовление и поставка АГНКС, распределенных от Крайнего Севера (Новый Уренгой) до южных регионов (Волгоградская область). Станции работают в разных температурных условиях и наиболее всего подходят к программе импортозамещения, т.к. сделаны на 99% из отечественного оборудования.</p>
<p><strong>Сергей Мандрик</strong>, генеральный директор компании «Промэнергомаш», участвующей в программе строительства АГНКС в России, в рамках круглого стола рассказал о том, что на сегодняшний день они плотно сотрудничают с «Газпром газомоторное топливо» и готовят к отгрузке полнокомплектный АГНКС, включающий в себя весь комплекс необходимого оборудования (от блока входных кранов до колонок). Производительность: 900, 1000 и 2400 м3 газа/час. Разработки компании позволяют осушать, очищать и приводить качество газа к нормам Евро-4.</p>
<p><strong>Никита Васильев</strong>, руководитель проекта «Автомобили LCV и LDT с ГБО» «Группы ГАЗ», представил в своём докладе комплексное предложение для развития инфраструктуры КПГ, включающее в себя автомобильную и автобусную технику, работающую на КПГ, а также оборудование АГНКС. В расширенный модельный ряд транспортных средств, работающих на КПГ, входят лёгкие коммерческие автомобили, среднетоннажные грузовики; тяжелые грузовые автомобили; автобусы малого, среднего и большого классов. Докладчик выразил надежду на то, что предпринимаемые правительством меры: субсидирование регионов на закупку автобусов и техники для ЖКХ на КПГ и государственное регулирование цен на КПГ, повысят спрос на транспортные средства, работающие на ГМТ.</p>
<p><strong>Андрей Старцев</strong>, региональный руководитель GE Oil&Gas Distributed Gas Solutions, представил доклад по технологическому оборудованию компании для заправочных комплексов КПГ. На примере реализации масштабного проекта одного из североамериканских операторов ГМТ эксперт рассказал о финансовой модели развития инфраструктуры газомоторного топлива и влияния капитальных затрат на рентабельность проектов АГНКС и мультитопливных заправочных комплексов (МАЗК).</p>
<p>Доклад о современных баллонах для транспортировки КПГ был представлен <strong>Радишей Нуничем</strong>, менеджером по работе с ключевыми клиентами и территориями Worthington Industries. Компания занимается производством и поставкой бесшовных стальных и композитных баллонов высокого давления для КПГ компаниям, занятым серийным производством и переоборудованием автомобилей на метан. Г-н Нунич предложил развивать стратегическое сотрудничество с российскими компаниями, обещая со своей стороны предоставить качественные стальные и композитные баллоны, а также удовлетворить спрос потребителя.</p>
<p>Подводя итоги конференции Санджар Тургунов, резюмировал что, «несмотря на трудности первого периода, использование КПГ в России неуклонно растет. Именно сейчас важно не допустить ошибок при формировании фиксированной цены, которая бы отпугнула немногих энтузиастов, взявшихся за дело. Ценообразование должно позволить всем независимым игрокам развиваться и зарабатывать. Только лишь административные усилия успеха иметь не будут».</p>





Разработка проектной и конструкторской документации
Календарь событий
Выставка НЕФТЕГАЗ-2024
Дата проведения: 15.04-18.04.2024
https://www.neftegaz-expo.ru


 
Химагрегаты №64, декабрь 2023 Версия PDF