ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ПРОЕКТ СЗЗ… ЧТО ДЕЛАТЬ, И ВИНОВАТ ЛИ КТО-ЛИБО?
М.В. Винокурова, к.т.н., дипломированный и сертифицированный судебный эксперт по виду экспертизы «Экологическая», директор УКЦ «Экологическая безопасность ФГБОУ ВО УГЛТУ, г.Екатеринбург
Очень часто у Заказчиков, эксплуатирующих объекты хозяйственной деятельности III – V классов опасности по действующей санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.02.2022 г. № 7, далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) после получения отрицательного санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ при наличии положительного экспертного заключения, выданного территориальным ФБУЗ Роспотребнадзора или иным аккредитованным в установленном порядке экспертным центром (рисунок 1), возникает целый пул вопросов, а именно:
«1) является ли контур объекта нормируемой территорией?
2) распространяются ли на него ПДК атмосферного воздуха и шума для населенных мест?
3) какое количество замеров и во скольких точках нужно предъявить к экспертному заключению по проекту СЗЗ выполненного расчетным путем?
4) или устанавливать СЗЗ в размере 3-5 метров до ближайшего жилья, чтобы удовлетворить требования Роспотребнадзора?
5) или все же разработать программу на точках ближайшего жилья?
6) если предприятие эти требования не выполнит, то СЗЗ или ее отсутствие Роскадастр не зарегистрирует в ЕГРН?»
и т.д. и т.п.
Рисунок 1 - Пример отрицательного санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ.
Свою позицию Управление Роспотребнадзора выражает достаточно однозначно в виде следующих замечаний к проекту СЗЗ (рисунок 1):
«1. Проектные материалы представлены в объеме, не позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам, что не соответствует требованиям п.3.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а именно:
1.1. В нарушение п.5.4 Метода расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России № 273 от 06.06.2017, в составе экспертного заключения № … не представлена информация об отчете об инвентаризации источников выбросов, утвержденном хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, оформленном в порядке, утвержденном приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (с 01.03.2022 – приказ от 19.11.2021 № 871);
1.2. В экспертном заключении отсутствует информация о методиках, используемых для расчета приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и шумового воздействия на атмосферный воздух с учетом всех источников предприятия;
1.3. В экспертном заключении не представлена информация об исследованиях и измерениях, подтверждающих отсутствие загрязнения на границе промышленной площадки действующего предприятия указанным расчетным параметрам, что является нарушением п.п. 4.5, 6.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
2. В экспертном заключении на стр. … указано, что «Аварийные выбросы на проектируемом объекте отсутствуют. Залповые выбросы на проектируемом объекте отсутствуют». При этом санитарно-защитная зона для … обосновывается как для действующего предприятия на стр.1 экспертного заключения».
Итак, в данной статье мы рассмотрим более детально вопросы натурных исследований и измерений и начнем разбираться по порядку:
Во-первых, и самое главное, требования к проектируемым, реконструируемым и действующим объектам хозяйственной деятельности – предприятиям отличаются, и именно в части предоставления в составе экспертного заключения, проекта СЗЗ информации о результатах исследований и измерений.
При рассмотрении проектов СЗЗ, экспертных заключений на них при выдаче санитарно-эпидемиологических заключений (далее – СЭЗ) и(или) решения Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, практически всегда возникает вопрос о результатах натурных исследований и измерений, которые нужно представлять в составе проекта СЗЗ и отражать в экспертном заключении.
Действительно, в абзаце 1 пункта 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указано, что размер СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе СЗЗ и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений.
С другой стороны, согласно редакции пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данного нормативно-методического документа «распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека».
В пункте 6.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указано, что для установления размеров СЗЗ расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух.
А в пункте 73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (с изменениями на 14.02.2022 г., далее – СанПиН 2.1.3684-21) (в копии листа 2 санитарно-эпидемиологического заключения, представленного на рисунке 1, допущена опечатка в указании номер пункта СанПиН 2.1.3684-21) указано, что хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия (т.е. действующие и реконструируемые объекты хозяйственной деятельности – предприятия), обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе СЗЗ с учётом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (с изменениями на 03.03.2022 г.) (далее – Правил № 222) указано: «Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта …».
Хотя согласно нормам Правил № 222 проведение натурных исследований и измерений требуется согласно:
- пункту 7 - в срок не более 1 (одного) года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена СЗЗ;
- пунктам 12, 15 исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух проводятся за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации), при экспертизе проектов СЗЗ экспертами службы выставляется требование по представлению данных натурных исследований и измерений на границе СЗЗ предприятия и жилой застройки.
Итак, СЗЗ устанавливается при совокупности 2 (двух) факторов:
1) ПЕРВЫЙ ФАКТОР - объект должен являться источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. создавать химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ:
а) за пределами промышленной площадки согласно редакции пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03,
б) за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования согласно редакции пункта 1 Правил № 222;
в) и согласно редакции пункта 72 СанПиН 2.1.3684-21:
- на границе земельного (земельных) участка (участков) объекта (объектов);
- на границе полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий;
- на границе объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством РФ размещение объекта допускается без оформления прав на земельный участок и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (далее - граница объекта).
2) ВТОРОЙ ФАКТОР установления СЗЗ – не превышение ПДК (ОБУВ) и ПДУ (или 0,8 ПДК/ПДУ) с учетом фона:
а) на внешней границе СЗЗ и за ее пределами согласно пункту 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03,
б) за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия согласно пункту 1 Правил № 222,
в) на границе СЗЗ согласно пунктам 70 и 71 СанПиН 2.1.3684-21, а именно: ПДКмр, ПДКсс и ПДКсг.
Таким образом:
- Ответ на вопрос: «является ли контур объекта нормируемой территорией?», - да, является на основании абзаца 2 пункта 1 Правил № 222 в случае, если граница СЗЗ устанавливается по границе контура объекта.
- Ответ на вопрос: «распространяются ли на него ПДК атмосферного воздуха и шума для населенных мест?», - да, является на основании абзаца 2 пункта 1 Правил № 222 в случае, если граница СЗЗ устанавливается по границе контура объекта.
ВОПРОС: КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО УСТАНОВЛЕНИЕ СЗЗ НЕ ТРЕБУЕТСЯ, то есть ОБЪЕКТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СРЕДУ ОБИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА?
К сожалению, для того, чтобы доказать отсутствие необходимости разработки проекта СЗЗ, как правило, требуется провести такую же работу, как и при установлении СЗЗ:
· разработать расчетное обоснование (фактический эквивалент проекта СЗЗ);
· провести инструментальные исследования, подтверждающие расчетные данные;
· провести экспертизу во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ или в ином экспертном органе, аккредитованном на право проведения санитарных экспертиз;
· получить документальное подтверждение со стороны территориального органа Роспотребнадзора об отсутствии необходимости установления СЗЗ.
На первый взгляд, такая процедура выглядит парадоксальной и избыточной, однако, по сложившейся практике, только она позволяет впоследствии избежать претензий со стороны Роспотребнадзора при проведении проверки в отношении предприятия. НО тем не менее, следует выполнить следующие действия:
В разработанном документе «Проект СЗЗ …» расчетами должно быть обосновано, что объект хозяйственной деятельности с его инфраструктурой, расположенные на земельном участке или нескольких земельных участках, не является источником химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания.
Результатами натурных исследований и измерений, выполненных аккредитованным в установленном порядке испытательным лабораторным центром (далее – ИЛЦ), подтверждено, что указанный объект не является источником химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания с приложением актов отбора проб, протоколов натурных исследований и измерений, аттестата и области аккредитации ИЛЦ.
Экспертным заключением ФБУЗ или иного аккредитованного в установленном порядке на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз экспертного центра при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы разработанного документа «Проект СЗЗ…» должно быть установлено и включено в текст экспертного заключения, что указанный объект не является источником химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания.
Кроме того, позиция Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по информации, изложение которой целесообразно предусмотреть в содержательной части экспертного заключения при его оформлении по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ, еще много лет назад представлена в письме от 18.06.2015 № 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон» (рисунок 2). Роспотребнадзор отказывает (и, более чем уверена, данная позиция сохранится) в выдаче решения Главного государственного санитарного врача и (или) санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ в связи с выявлением замечаний к экспертным заключениям в части недостоверности или отсутствия сведений по производственной мощности, источникам выбросов, перечню загрязняющих веществ, неправомерному использованию гигиенических нормативов, отсутствию данных натурных исследований и измерений и т.д. и т.п. (например, дела №А42-7304/2016, №А61-3869/2017, №А60-63038/2017, №А31-4721/2017, №А04-6312/2017, №2-913/2019, №А60-19075/2019, №А60-9239/2020 и др.).
Рисунок 2 – Содержание экспертного заключения.
Далее рассмотрим собственно требования действующих нормативно-методических документов и проектов нормативно-правовых актов (действующие нормативно-правовые акты федерального уровня отсутствуют) к количеству и расположению точек отбора проб и проведения измерений физических факторов, перечню веществ и факторам воздействия, периодичности исследований и измерений.
На сайте regulation.gov.ru более 2 (двух) лет назад был размещен проект приказа Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на среду обитания человека за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта)» (но не подписан до настоящего времени), согласно которому программа исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) должна соответствовать требованиям действующих нормативно-методических документов и содержать:
- координаты и/или адреса мест (точек) лабораторных исследований и измерений;
- карту-схему расположения точек натурных замеров;
- перечень измеряемых вредных факторов воздействия (химических, биологических, физических) на атмосферный воздух;
- перечень методик отбора проб и методов измерений (исследований);
- график проведения отбора проб (прямых измерений).
На рисунке 3 в виде схемы представлены требования нормативно-правовых и нормативно-методических документов в части расположения точек отбора проб и проведения измерений уровней физических факторов; объектов, факторов и показателей исследований и измерений.
Рисунок 3 – Требования к программе исследований и измерений в части расположения контрольных точек и показателей (факторов) воздействия.
В Письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 02.10.2006 г. № 0100/10460-06-32 «Об организации лабораторного контроля при проведении социально-гигиенического мониторинга» представлена позиция Роспотребнадзора по описанию точек мониторинга - указано, что стационарные и маршрутные посты должны быть размещены в жилых районах с различным типом застройки (в первую очередь, наиболее загрязненных), зонах отдыха, на территориях, примыкающих к магистралям интенсивного движения транспорта. И хотя эти рекомендации даны для мониторинга в системе социально-гигиенического мониторинга, тем не менее, служба не отступает от них при экспертизе программ исследований и измерений при подтверждении границ СЗЗ.
В Письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.09.2020 № 09-14655-2020-19 «О рассмотрении обращения» указано: «Порядок выбора контрольных точек за контуром объекта, перечень показателей воздействия на атмосферный воздух, периодичность, условия и количество исследований определяется в соответствии с РД 52.04.186-89[1] «Руководство по контролю загрязнения атмосферы», СанПиН 2.1.6.1032-01[2] «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СП 1.1.1058-01[3] «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: на сегодняшний день нормативно-правовой акт, обязывающий хозяйствующие субъекты вести мониторинг состояния почвы на границе СЗЗ отсутствует.
Резюмируя, выбор контрольных точек для отбора проб атмосферного воздуха целесообразно осуществлять исходя из:
1) нормативных требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (на границах СЗЗ, жилой застройки) и Приказа РПН № 299 (на границе СЗЗ и территории жилой застройки и других нормируемых объектов);
2) собственно расположения и конфигурации рассчитанной границы СЗЗ в направлениях изменения (сокращения, увеличения) размеров СЗЗ относительно размеров, предусмотренных санитарной классификацией, или ранее установленной СЗЗ;
3) расположения жилой застройки, социально значимых объектов и нормируемых территорий в направлениях минимального расстояния до ближайших границ земельных участков нормируемых территорий;
4) функционального зонирования территорий в районе расположения промплощадок согласно Правилам землепользования и застройки и Генерального плана населенного пункта;
5) параметров основных источников выбросов (высота, температура выхода газовоздушной смеси);
6) расстояний от ближайших источников выбросов предприятия, обеспечивающих наибольший вклад в уровень загрязнения атмосферного воздуха, до нормируемых территорий и границ СЗЗ;
7) типа и высотности застройки в непосредственной близости от границ СЗЗ;
8) наличия вблизи предприятия автомагистралей и железнодорожных путей, сортировочных станций, аэропортов и т.д.;
9) метеорологических характеристик и коэффициентов, определяющих условия рассеивания и «розы ветров»;
10) результатов анализа полей приземных концентраций с выделением «точек максимума» - максимальных значений расчетных приземных концентраций по приоритетным для предприятия загрязняющим веществам в направлениях максимальных уровней химического, физического воздействия;
11) результатов оценки риска для здоровья населения в направлениях неприемлемых уровней риска;
12) направлений и мест расположения точек натурных исследований при проведении производственного контроля, стационарных постов Росгидромета;
13) возможности организации, подключения и обслуживания постов в точках отбора.
Согласно пункту 8.2 МУК 4.3.3722-21 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 27.12.2021 (далее – МУК 4.3.3722-21), точки для измерения выбираются на границе участков территории, для которых имеются гигиенические нормативы уровня шума:
- на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов,
- площадках детских дошкольных учреждений и участках школ,
- территориях больниц и санаториев,
- наиболее приближенные к источникам шума и располагаемые не ближе 2 м от стен зданий (во избежание ошибки в связи с отражением звука) и вне зоны звуковой тени.
При установлении/изменении СЗЗ контрольные точки рекомендуется выбирать исходя из следующих критериев:
а) во всех направлениях (по румбам: северном и/или северо-восточном, и/или восточном, и/или юго-восточном, и/или южном, и/или юго-западном, и/или западном, и/или северо-западном) изменения (сокращения, увеличения) размеров СЗЗ относительно ориентировочных размеров СЗЗ, предусмотренных санитарной классификацией, или ранее установленной СЗЗ;
б) в направлении (по румбам: северном и/или северо-восточном, и/или восточном, и/или юго-восточном, и/или южном, и/или юго-западном, и/или западном, и/или северо-западном) минимального расстояния до нормируемых территорий (земельных участков, объектов), размещение которых в СЗЗ не допускается;
в) в направлении (по румбам: северном и/или северо-восточном, и/или восточном, и/или юго-восточном, и/или южном, и/или юго-западном, и/или западном, и/или северо-западном) максимальных уровней физического воздействия объекта, групп объектов на среду обитания и здоровье человека.
При прекращении существования СЗЗ измерения уровней шума проводятся на границе земельного участка (участков) (контуре) объекта, от которого установлена СЗЗ.
Месторасположение точек контроля определяется путем проекции контрольных точек, в которых проводились исследования (измерения) при установлении (изменении) СЗЗ, на границу земельного участка (участков) (контур) объекта.
Включение в программу исследований и измерений вредных (загрязняющих) веществ базируется на следующих критериях:
1) величины расчетных приземных концентраций максимальных разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций (последние используются только в оценке риска здоровью населения) в контрольных точках на границе СЗЗ и ближайшей жилой застройки (без учета и с учетом фонового загрязнения) (рисунок 4),
2) результатов ранжирования величин валовых выбросов загрязняющих веществ (в том числе специфических для данного производственного объекта);
3) перечень характерных для основных технологических процессов предприятия выделяющихся загрязняющих веществ,
4) сведения о показателях опасности и, исходя из этих показателей – возможного потенциального неблагоприятного воздействия химических веществ, содержащихся в промышленных выбросах предприятия, на здоровье населения, а также результатов ранжирования химических веществ с определением индексов сравнительной канцерогенной (HRIc) и неканцерогенной (HRI) опасности,
5) перечень веществ, по которым ранее проводились натурные исследования в рамках производственного контроля и др.,
6) значения разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций контролируемых на стационарных постах и при подфакельных исследованиях веществ,
7) наличие аттестованных в установленном порядке методик отбора и анализа проб на содержание приоритетных для выбросов предприятия веществ.
Хотя последний критерий практически утратил свою значимость с утверждением Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации СанПиН 2.1.3684-21, согласно абзацу 2 пункта 73 которого хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в настоящее время Роспотребнадзор пользуется критерием - расчетная максимальная приземная концентрация веществ более 0,1 ПДК за границей промплощадки согласно пункту 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Рисунок 4 – Критерии включения в программу.
Согласно редакции пункта 2.5 РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» (далее – РД 52.04.186-89) «при определении приземной концентрации примеси в атмосфере отбор проб и измерение концентрации примеси проводятся на высоте 1,5-3,5м от поверхности земли».
Аналогичные требования указаны в редакции пункта 4.1 ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы (ССОП). Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» (далее – ГОСТ 17.2.3.01-86).
Продолжительность отбора проб воздуха для определения среднесуточных концентраций загрязняющих веществ при дискретных наблюдениях по полной программе составляет 20-30 мин через равные промежутки времени в сроки 1, 7, 13 и 19 ч, при непрерывном отборе проб - 24 ч.
Аналогичные требования указаны в п.4.2 ГОСТ 17.2.3.01-86.
Согласно редакции пункта 5.2 ГОСТ 17.2.3.01-86 «среднесуточные концентрации определяют как среднеарифметическое значение разовых концентраций, полученных по полной программе через равные промежутки времени, включая обязательные сроки 1, 7, 13, 19 ч, а также по данным непрерывной регистрации в течение суток».
Согласно редакции пункта 5.4 ГОСТ 17.2.3.01-86 «среднегодовую концентрацию ЗВ определяют как среднеарифметическое значение разовых или среднесуточных концентраций, полученных в течение года».
Аналогичная позиция Роспотребнадзора отражена в письме от 21.12.2021 № 02/26481-2021-32 «Об использовании в работе среднегодовых предельно допустимых концентраций», но с очень важным уточнением, касающегося количества проб: «Мониторинг за соблюдением ПДКс.г. осуществляется с использованием результатов инструментальных исследований (разовых или среднесуточных концентраций загрязняющих веществ) с последующим определением фактических среднегодовых концентраций и/или с использованием расчетных методов. Для определения фактической среднегодовой концентрации минимальное количество исследований должно составлять не менее 300 наблюдений за каждой примесью в каждой точке, в соответствии с методическими рекомендациями МР 2.1.6.0157-19 «Формирование программ наблюдения за качеством атмосферного воздуха и количественная оценка экспозиции для задач социально-гигиенического мониторинга» и руководящим документом РД 52.04.667-2005 «Документы о состоянии загрязнения атмосферы в городах для информирования государственных органов, общественности и населения. Общие требования к разработке, построению, изложению и содержанию» (далее РД 52.04.667-2005).
Согласно редакции пункта 3.1 МУК 4.3.3722-21 измерения и оценка шума осуществляются по следующим параметрам, определенным на каждом опорном временном интервале периода наблюдения:
- уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами в диапазоне от 31,5 до 8000 Гц - среднее значение не менее 3 (трех) измерений для источников постоянного шума;
- эквивалентные уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами в диапазоне от 31,5 до 8000 Гц;
- уровень звука A, дБА, с временной коррекцией S (медленно) для источников постоянного шума;
- эквивалентный уровень звука A, дБА, для источников непостоянного шума;
- максимальный уровень звука A, дБА с временной коррекцией S (медленно) для источников непостоянного шума;
- уровень звука A, дБА, с временной коррекцией «импульс» для источников непостоянного шума.
Спорным, с точки зрения хозяйствующих субъектов и разработчиков проектов СЗЗ, является вопрос о количестве исследований и измерений, позиция же Роспотребнадзора однозначная (рисунок 5).
Из редакции пункта 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объектов I-II и III-V классов при обосновании уменьшения СЗЗ НЕ исключены требования о необходимости выполнения 50 и 30 ДНЕЙ натурных исследований на каждый ингредиент в отдельной точке, выполненных в рамках систематических (годовых) исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!! При обработке данных натурных исследований создается компьютерная база данных. Полученные результаты натурных исследований подвергаются компьютерной статистической обработке с вычислением: средней арифметической и ошибки средней, процента проб с превышением ПДК, пределов колебания концентраций, кратности превышения ПДК по средним и максимальным величинам.
Рисунок 5 – Количество исследований и измерений.
Согласно пункту 4.4 РД 52.04.667-2005 для оценки качества определения концентраций примесей в городах рекомендуется проводить критический контроль исходных данных, который позволяет выявить грубые ошибки, значительно искажающие средние значения концентрации.
При анализе данных наблюдений и оценке уровня загрязнения атмосферного воздуха следует использовать статистические методы, в которых концентрации примесей рассматриваются как случайные величины, в различные моменты времени, принимающие разные значения.
С помощью статистического анализа временного ряда данных измерений могут быть:
- выполнены оценки погрешности наблюдений
- определены средняя абсолютная погрешность и средняя квадратичная ошибка измерений, показатель точности определения среднего значения.
Допускаемая абсолютная суммарная погрешность результата обработки до 5% при доверительной вероятности р = 0,95[4].
Если сделать допущение и по аналогии руководствоваться нормами пункта 4 статьи 23 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», то превышение концентрации контролируемого вещества значения норматива ПДК не более, на величину допустимой ошибки метода определения, может быть квалифицировано как отсутствие превышений, но в отношении оценки результатов натурных исследований атмосферного воздуха подобный релевантный опыт отсутствует.
Согласно редакции пункта 11.7 МУК 4.3.3722−21 рекомендуемая периодичность измерений:
- не менее 2 раз в течении 1 года (в теплый и холодный периоды);
- в дневное и ночное время суток (в зависимости от времени функционирования предприятия и его оборудования).
Согласно редакции пункта 3.4.2 РД 52.04.186-89 «… сроки отбора проб воздуха на стационарных и маршрутных постах зависят от программ наблюдений. … на дополнительной сети наблюдений в отдельных районах города - периодически в течение двух месяцев года - в теплый и холодный периоды».
При этом, СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ В ВИДУ, что службой Роспотребнадзора при оценке достаточности рассчитанной СЗЗ данными натурных исследований уровня загрязнения атмосферного воздуха учитываются и собственные данные мониторинга в периоды НМУ, в рамках СГМ в периоды интенсивного вторичного пыления после схода снегового покрова и до наступления сезонных дождей.
Ваша задача заключается в объективном обосновании конкретного наиболее характерного для местности размещения предприятия климатического периода для отбора проб атмосферного воздуха.
Согласно редакции пункта 6.9 МУК 4.3.3722-21 измерения уровня шума проводятся в дневное и ночное время. Для измерений выбираются периоды времени, характеризующие шум за весь период контроля. Продолжительность измерений планируется таким образом, чтобы можно было определить все необходимые нормируемые параметры шума. Также указано условие отсутствия атмосферных осадков и ограничения по скорости ветра: «5.3. Измерения шума на открытой территории не должны проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра от 1 до 5 м/с следует применять ветрозащитное устройство)».
ВАЖНО зафиксировать, что исследования атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух выполнялись
- при работе объекта, групп объектов в ШТАТНОМ РЕЖИМЕ,
-при работе оборудования на МАКСИМАЛЬНУЮ ФАКТИЧЕСКУЮ МОЩНОСТЬ.
Согласно редакции пункта 8 Правил № 222 исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством РФ. Речь идет об аккредитации испытательных лабораторий (рисунок 6).
Рисунок 6 – Организации, уполномоченные на проведение исследований и измерений.
Во-вторых, для действующих и реконструируемых предприятий в проект СЗЗ целесообразно включать данные производственного контроля на границе СЗЗ и жилой застройки. Основание пункт 73 СанПиН 2.1.3684-21 и последний абзац пункта 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, который гласит: «Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля» (абзац дополнительно включен Изменением № 3 от 09.09.2010).
Для вновь строящихся предприятий в проект СЗЗ целесообразно включать данные инженерно-экологических изысканий.
Таким образом, требования Управления Роспотребнадзора в общем случае правомерны в отношении действующих и реконструируемых объектов хозяйственной деятельности.
[2] Статус: Недействующий (действ. с 08.06.2001 по 28.02.2021), заменен на СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» с ограниченным сроком действия (действ. с 01.03.2021 по 28.02.2027)
[3] Статус: Действующий (действ. с 01.01.2002). В связи с вступлением в силу постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» настоящие СП 1.1.1058-01 применяются в части, не противоречащей СП 2.2.3670-20, - см. письмо Роспотребнадзора от 17.02.2021 N 09-2745-2021-40.
[4] РД 52.04.840-2015 «Руководящий документ. Применение результатов мониторинга качества атмосферного воздуха, полученных с помощью методов непрерывных измерений» (действ. с 01.03.2016).