О РИСКАХ ВНЕДРЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ И УЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Винокурова М.В., директор, дипломированный и сертифицированный суебный эксперт по видам экспертизы 24.1, 24.2, 24.3, 24.4, 24.5, к.т.н.
Основные аспекты (риски) внедрения и эксплуатации средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ для предприятий могут быть классифицированы по сфере и факторам возникновения как
- внешние, обусловленные воздействием внешней среды,
- так и внутренние, связанные со специализацией предприятия, обусловленные состоянием техники, иными факторами внутренней среды.
Рисунок 1 - Основные этапы организации системы автоматического контроля[1] на источниках и риски (аспекты), сопутствующие каждому из этапов.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ЮРИДИЧЕСКО-ПРАВОВЫЕ риски проявляются практически на всех этапах создания САК на предприятии.
Во-первых, это наличие пробелов и противоречий в НПА, ГОСТах.
Во-вторых, это потенциальная возможность расширения требований, например, в части перечня контролируемых веществ, категорий объектов НВОС.
Впервые требование об оснащении системами автоматического контроля введено Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ для объектов I категории НВОС.
Обязательность оснащения стационарных источников[2] на объектах I категории НВОС при проектировании, строительстве и реконструкции ОКС автоматическими средствами измерения и учета:
- объема или массы выбросов/сбросов загрязняющих веществ,
- концентрации загрязняющих веществ,
- а также техническими средствами фиксации и передачи данной информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга регламентирована ст.1, в т.ч. абз. 2 п/п «б» п.18 ст.1 № 219-ФЗ, ст. 2 № 252-ФЗ, п.п. 9, 10 ст. 67 № 7-ФЗ, п.4 ст.25 № 96-ФЗ.
При этом критерии отнесения объектов к I категории основаны на ведении определенных видов деятельности и на определенных производственных показателях (выпуск продукции за единицу времени и т. п.), а не на показателях объемов загрязнений в разрезе конкретных загрязняющих веществ.
Закон не определил критериев для включения объектов в перечень, утвержденный Правительством РФ.
Кроме того, согласно п.2 «Особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ», утв. ПП РФ № 39 от 22.01.2024 и вступающих в действие с 01.09.2024, системы автоматического контроля отдельно по источникам выбросов или по выбросам отдельных загрязняющих веществ, либо единая система автоматического контроля создаются на квотируемых объектах I и II категорий НВОС.
Ст.3 Федерального закона от 26.03.2022 № 71-ФЗ срок создания системы автоматического контроля, установленный п.9 ст.67 Федерального закона № 7-ФЗ для объектов, получивших КЭР до 01.09.2022, продлен на 2 года.
Также продлен срок направления заявок на КЭР для ТОП-300 ОНВ по 31.12.2024, т.е. до 01.01.2025.
При этом, ЮЛ и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения НДТ и не включенных в указанный перечень, до 01.01.2025 обязаны получить КЭР.
Заявка на получение КЭР должна включать проект программы ПЭК согласно п.3 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Программа ПЭК для объектов I категории НВОС дополнительно должна содержать программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля согласно п.3.1 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Следовательно, до момента подачи заявки на получение КЭР необходимо уже пройти несколько этапов создания систем автоматического контроля, а именно:
- определить источники и показатели, подлежащих контролю;
- разработать и утвердить программу создания систем автоматического контроля.
В срок до 31.12.2026г. или до 01.01.2029 г. хозяйствующие субъекты, получившие КЭР:
1) оснащают источники системами автоматического контроля
2) и вводят в эксплуатацию систему.
Создание систем автоматического контроля выбросов (сбросов) как обязательной для объектов НВОС 1 категории меры по охране ОС, требующей капитальных вложений и эксплуатационных затрат, сложный и трудоемкий процесс.
Реализация мероприятий по созданию САК может занять до 25 месяцев, а по оценкам некоторых специалистов и до 32 месяцев.
Для предприятий с небольшим количеством источников создание САК может сократиться до 18 - 20 месяцев.
При наличии собственного производства оборудования с учётом регламентных сроков проведения экспертиз полный цикл работ по оснащению источников выбросов АСКПВ может занять от 6 до 9 месяцев.
В-третьих, это риски, связанные с несоблюдением законодательства: в т.ч. наступление ответственности и штрафные санкции за:
· невыполнение или несвоевременное выполнение требований к оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 8.51 КоАП РФ);
· оснащение стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля с нарушением требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, требований к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ч. 2 ст. 8.51 КоАП РФ).
При этом повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи, влечет более строгую административную ответственность, в том числе альтернативное административное наказание в виде дисквалификации должностных лиц на срок от шести месяцев до одного года.
· сверхнормативные выбросы по результатам внеплановых проверок уровня загрязнения АВ
Федеральным законом от 21.12.2021 № 427-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
За невыполнение или несвоевременное выполнение требований к оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды статьей 8.51 предусмотрена административная ответственность.
Совершение правонарушения повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 40 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
Ответственность предусмотрена и за повторное совершение правонарушения.
С 01.01.2024 вступил в действие Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха», которым внесены изменения в:
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
Согласно Изменениям:
- правительство определяет особенности создания и эксплуатации систем автоматического контроля;
- установлены особенности осуществления государственного экологического контроля в отношении квотируемых объектов;
- определены сроки оснащения системами автоматического контроля стационарных источников выбросов в зависимости от месторасположения квотируемых объектов.
Требования к САК и Перечень стационарных источников отражены в постановлениях и распоряжении Правительства РФ.
С 01.09.2024 Постановлением Правительства РФ от 22.01.2024 № 39 устанавливаются особенности создания и эксплуатации САК, указанных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ.
В указанном постановлении
1. регламентированы в том числе:
- критерии определения источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, и выбора приоритетных загрязняющих веществ;
- требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов приоритетных загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации информации о показателях выбросов приоритетных загрязняющих веществ и передачи такой информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
2. Реализованы положения Федерального закона от 28.04.2023 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».
Нормативно правовое обеспечение создания САК выбросов и сбросов можно проиллюстрировать в виде пирамиды (рисунок 2), в верхних уровнях которой находятся федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, далее следуют приказы МПР и РПН, справочники НДТ, ГОСТы.
Всего в н/вр более 20 стандартов по теме автоматического контроля выбросов. Судя по тренду писать стандарты для каждой отрасли, их количество будет только расти.
Сейчас идет работа по разработке серии стандартов: «Автоматизированные измерительные системы учета выбросов и сбросов. Выбросы загрязняющих веществ» (в восьми частях) и др.
Пробелы в законодательстве (вследствие разобщенности структур, участвующих в процессе законотворчества), наверное, и привели к тому, что какие-то из стандартов очень похожи и носят поверхностный характер, а некоторые имеют противоречия в части:
- интервалов передачи усредненных данных раз в 30 минут, а в других — раз в 20 минут;
- значений допустимых погрешностей - то 25 %, то 35 %;
- выбора методов измерений и определения измерительных сечений.
К этим вопросам мы еще вернемся далее.
В одних документах погрешности определяются по результатам испытаний в соответствии с ГОСТ Р 8.958-2019, а в других либо ничего конкретного не предлагается, либо описывается методика расчета суммарной погрешности измерения концентраций загрязняющих веществ без специальных дополнительных испытаний. Аналогичные расхождения можно найти и по выбору методов измерений и определению измерительных сечений.
Интересный вопрос — про справочник НДТ4 ИТС 22.1-2021 «Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения»: обязательный он или все-таки рекомендательный?
Разработчики справочника делали его рекомендательным, а правительство Постановлением № 262 сделало обязательным.
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РИСКИ формируются исходя из основных проблем и особенностей создания САК и сопровождаются рисками персонала, информационными рисками.
Основные проблемы собственно создания САК определяются следующими аспектами:
1) Во-первых, качеством исходных данных. Следует иметь в виду, что при сборе необходимой информации в различных структурных подразделениях часто сталкиваются с отсутствием достоверных данных и актуальной информации:
- о характеристиках и составе отходящих газов на основании проектов НДВ (ПДВ), инвентаризации источников выбросов, ПЭК, проверок;
- о характеристиках, не входящих в отчетные документы - влажность, давление;
- об организации выбросов отходящих газов в виде
o чертежей источников выбросов,
o технологических схем,
o аппаратурного оформления,
o геометрии газоходов и труб.
1) Во-вторых, организационными и административными аспектами, связанными, как с
- определением границ проектирования и принадлежности источников выбросов к конкретным производствам.
- так и с соотношением формулировок РП РФ № 428 с административным делением производств на предприятии.
3) В-третьих, собственно определением технической возможности осуществления автоматического контроля.
В соответствии с действующими НПА можно выделить следующие аспекты определения технической возможности/невозможности оснащения автоматическими средствами контроля:
а) наличие, и соответственно, отсутствие в Федеральной государственной информационной системе ФГИС «АРШИН» регистрации средств контроля, приборов и оборудования по измерению показателей выбросов, например для малых скоростей или малых диаметров газоходов, наличие комбинации факторов капельная влага с агрессивными газами и т.д.
б) наличие, и соответственно, отсутствие мест контроля, соответствующих положениям ГОСТ Р ЕН 15259- 2015 «Качество воздуха. Выбросы стационарных источников. Требования к выбору измерительных секций и мест измерений, цели и плану измерений и составлению отчета».
в) Далее, получение достоверной информации о показателях выбросов/сбросов в соответствии с нормами Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
г) И, наконец, соответствие требованиям промышленной безопасности во исполнение норм Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др.
4) И, далее, в-четвертых, оптимизацией состава приборного обеспечения САК исходя из:
- обоснования оптимального количества источников, оснащаемых САК;
- выбора оптимального для предприятия пути организации САК – через единую систему или посредством подбора оптимального состава приборного обеспечения и архитектуры САК;
- необходимости использования существующих средств контроля в условиях импортозамещения;
- интеграции данных и использование их в целях совершенствования производства.
При этом, не следует забывать, что в перспективе мы двигаемся в направлении создания комплексных систем (ст.1 № 219-ФЗ, ст. 17 № 7-ФЗ), включающих:
- автоматизированные системы, лаборатории (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух;
- автоматизированные системы, лаборатории по контролю за составом, объемом или массой сточных вод;
- автоматизированные системы, лаборатории (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, в т.ч. с учетом норм, регламентацию ЗОУИТ.
Т.е., речь идет именно о комплексном подходе не только к нормированию, но к контролю негативного воздействия на объекты ОС и, соответственно, среды обитания. Например: Система экомониторинга Московского НПЗ – первой ласточки внедрения система автоматизированного контроля, в комплексе охватывает множество факторов:
- на территории завода и в пределах СЗЗ регулярно отбираются пробы воздуха, воды (в т.ч. грунтовых вод);
- на границах СЗЗ предприятия размещены автоматизированные пункты контроля загазованности «Мосэкомониторинга»;
- все данные предоставляются надзорным органам и публикуются на сайте завода и на светодиодном экране «Экоинформер», установленном на улице Капотня;
- а также 9 постов автоматического контроля на основных источниках воздействия производства на атмосферный воздух (на долю которых приходится >30% всех выбросов завода), в т.ч.:
- установка утилизации углеводородных газов,
- дымовые трубы котельной ДЕ-100,
- установка атмосферно-вакуумной перегонки нефти ЭЛОУ-АВТ-6,
- установка каталитического риформинга ЛЧ-35-11/1000,
- установка получения серы и водорода,
- установка гидроочистки дизельного топлива ЛЧ-24/2000
- и комбинированная установка каталитического крекинга Г-43-107.
Особенно важно, что АСМВ Московского НПЗ интегрирована в работу общегородской системы мониторинга атмосферного воздуха, оператором которой является «Мосэкомониторинг».
Оснащение источников выбросов автоматическими системами предусматривает проведение комплекса - предпроектных
- проектных,
- строительно-монтажных
- и пуско-наладочных работ.
Очень важно перед началом работ по оснащению стационарного источника выбросов системой автоматического контроля определиться с видом работ.
В соответствии с действующими нормативными актами РФ установлены следующие виды работ:
- техническое перевооружение (№ 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
- реконструкция (ГрадК РФ);
- новое строительство (ГрадК РФ);
- капитальный ремонт (ГрадК РФ).
Отнесение работ к тому или другому признаку находится в компетенции собственника опасного производственного объекта (ОПО)!
1 этап - сбор и анализ исходных данных
На ПЕРВОМ этапе проводится сбор и анализ следующих данных:
1) Сведения, характеризующие опасный производственный объект (карта учета ОПО).
2) Сведения о технологических процессах из технологических регламентов установок.
3) Сведения об имеющихся технологических/энергетических установках, присоединенных к источнику выбросов/сбросов, режимах работы установки.
Основные трудности начинаются непосредственно на первом этапе создания системы автоматического контроля – на этапе определения стационарных источников и показателей выбросов, подлежащих контролю автоматическими средствами измерения, их предпроектное обследование (п/п а) п.5 Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, утв. ПП РФ от 13.03.2019 № 262).
Необходимо различать:
· выбор стационарных источников выбросов и (или) сбросов, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения, а также средствами фиксации;
· и определение для каждого стационарного источника, подлежащего оснащению автоматическими средствами измерения, показателей выбросов и (или) сбросов, подлежащих автоматическому контролю.
Стационарные источники выбросов включаются в программу создания системы автоматического контроля и, следовательно, должны быть оборудованы средствами автоматического контроля при соблюдении следующих условий согласно п.8 Правил № 262:
- наличие средств и методов измерений концентраций загрязняющих веществ в условиях эксплуатации стационарного источника выбросов;
- выбросы от стационарного источника образуются при эксплуатации технических устройств;
- в выбросах от стационарного источника присутствует одно из загрязняющих веществ, массовый выброс которых превышает значения, указанные в Правилах.
При этом положения подпункта «б» пункта 8 Правил применяются при выборе стационарных источников выбросов, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения, а также средствами фиксации и не имеет самостоятельного правового значения для целей определения показателей выбросов, подлежащих автоматическому контролю.
Согласно позиции Минприроды РФ, выраженной в письме от 22.07.2019 № 12-47/17128 «О требованиях к системам автоматического контроля», если величина массового выброса вещества на источнике выбранного оборудования не превышает значений, указанных в п.8 Правил № 262, автоматический контроль выбросов такого вещества на данном источнике не требуется.
Можно ли считать указанный перечень закрытым? – НЕТ. На практике в перечень контролируемых веществ средствами автоматического контроля встречается шире указанного в п/ «б» п.8 Правил списка.
Минприроды РФ в своем письме от 28.07.2021 № 12-50/10552-ОГ «О системе автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ» выразило свое мнение о том, что «…при использовании в ходе проведения ПЭК автоматических и автоматизированных средств контроля выбросов или сбросов, соответствующая информация отображается в разделе Программы ПЭК «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений».
ИНФОРМАЦИОННЫЕ и ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РИСКИ обусловлены
- неточностью или искажением данных инвентаризации источников выбросов,
отчетности предприятия по формам 2-тп, по ПЭК и др.
- появлением «новых» источников выбросов (новые цеха, новое оборудование, дополнительная дымовая труба)
- недостаточностью контроля установленных нормативов, а именно корректности учета влияния компонентного и фазово-дисперсного состава выбросов (ВВ и РМ, пыли) на население и объекты ОС.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РИСКИ обусловлены сбоями и неисправностями в работе САК, вызванные как внешними факторами, так и ошибками в проектировании, работе персонала.
РИСК ПЕРСОНАЛА как риск потерь, связанных с возможными ошибками сотрудников, недостаточной квалификацией штата организации и пр. проявляется в части обеспечения полноты сбора и достоверности исходных данных.
В справочниках НДТ перечень стационарных источников выбросов и перечень маркерных веществ и технологических показателей, характеризующих, в том числе, процессы нефтепереработки также существенно шире.
Особенностью предприятия нефтепереработки как объекта природоохранных мероприятий является разнотипность и рассредоточенность источников выбросов:
- организованные (трубы, факельные установки, предохранительные клапаны и т.д.);
- неорганизованные (испарения из резервуаров, газовыделения через неплотности оборудования, открытые поверхности сооружений по очистке сточных вод и т.д.).
Если мы с вами посмотрим результаты инвентаризаций выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на различных предприятиях отрасли, то увидим, что разброс еще более широк.
На рисунках 3-7 представлена информация по основным стационарным источникам выбросов и перечням маркерных загрязняющих веществ согласно
- справочников ИТС 30-2021 «Переработка нефти» (п.1.3.1, Приложение А. Перечень маркерных веществ и технологических показателей) и ИТС 22.1-2021 «Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения» (таблица 1.7 п.1.2.6, п.1.2.1);
- Методических указаний по санитарной охране АВ в районах размещения предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности № 2656-82 (документ действующий, каким-то чудом не попал в приказы Роспотребнадзора «О признании не действующими на территории Российской Федерации писем, инструкций, указаний и иных документов, изданных центральными органами государственного управления СССР и РСФСР);
- и обобщенно по данным инвентаризаций на предприятиях нефтепереработки.
Рисунки 3-7
На этапе сбора исходных данных также проводится сбор и анализ:
3) Сведений об установленном очистном оборудовании и его рабочих характеристиках (при наличии).
4) Данных об основных конструктивных параметрах стационарного источника выбросов ЗВ: - паспорт на дымовую трубу,
- проектная документация на дымовую трубу.
5) Сведений о проведенных ранее обследованиях и экспертизах промышленной безопасности дымовой трубы.
ВАЖНО! Работы по созданию системы автоматического контроля должны проводится на сооружениях дымовых труб, сроки эксплуатации которых еще действуют и имеется положительное заключение экспертизы промышленной безопасности о соответствия сооружения требованиям промышленной безопасности!
По истечении срока эксплуатации существующих дымовых труб должна проводится экспертиза промышленной безопасности! Результатом ее будет служить заключение ЭПБ о техническом состоянии сооружения и о его сроках дальнейшей эксплуатации.
В соответствии с п.4 ст.55.25 ГрадК РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с ПД, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Таким образом, результаты ранее проведенных экспертиз, обследований, наблюдений могут использоваться для определения периодичности и состава работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений.
Далее, проводится сбор и анализ:
6) Данных об основных характеристиках дымового потока, определяющих способ контроля:
- параметры потока, такие как температура, давление (разрежение), влажность, скорость (расход) потока;
- химический состав выбросов, определяющий способ контроля.
Выполнение измерений вышеперечисленных физических параметров газовых потоков технически осуществляется с помощью давно существующих и широко применяемых средств измерений (термометры, термопары, барометры, манометры, психрометры, пневмо-метрические трубки и др.).
Действующие государственные стандарты детально регламентируют проведение измерений скорости, давления и температуры газопылевых потоков.
Особняком стоит выполнение измерений влажности газопылевых потоков. Вода не является загрязняющим веществом, однако неучет влажности может приводить к значительным завышениям значений массовых выбросов.
Это объясняется тем, что скорость газового потока измеряется в реальных условиях (температура, избыточное давление (разрежение), влажность), а концентрации загрязняющих веществ приводятся к нормальным условиям (0°С, 101,3 КПа, сухой газ).
При выполнении измерений концентраций загрязняющих веществ, находящихся как в газовой, так и в аэрозольной фазах, применяются почти все известные физико-химические методы.
Различие между анализом газовой и аэрозольной фазы лежит в основном в отборе проб. Для анализа аэрозолей необходимо проводить отбор проб с соблюдением условий изокинетичности, тогда как при отборе газовых компонентов выполнение этого условия не обязательно.
Отбор газовых проб регламентируется для каждого конкретного загрязняющего вещества в конкретной методике.
Отбор проб аэрозолей осуществляется двумя методами:
- методом внутренней фильтрации (фильтрующий элемент находится внутри газохода)
- и методом внешней фильтрации (фильтрующий элемент находится вне газохода).
Основными методами измерения концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах являются:
- электрохимические,
- оптические (абсорбционные в УФ-, ИК- и видимой областях спектра и эмиссионные)
- и плазменно-ионизационный.
Измерение концентраций загрязняющих веществ в выбросах с помощью многокомпонентных и/или однокомпонентных газоанализаторов как отечественных, так и импортных основано на различных физико-химических принципах.
На данном слайде представлены опубликованные специалистами фирмы «Эмерсон» анализ и ранжирование существующих на мировом рынке решений по определению химического состава отходящих (дымовых) газов, реализованных в системах автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ (рисунок 8).
Для проведения измерений ЗВ с помощью САК рекомендованы к использованию методы, указанные в справочном приложении «В» ИТС 22.1-2021 «Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения» - «Перечень методов измерения применимых при создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ», составление которого основано на международном опыте (рисунок 9).
Среди представленных методов наиболее широкое распространение получили:
- хемилюминесценция,
- недисперсионная инфракрасная спектроскопия
- и Фурье-спектроскопия.
Инфракрасная спектроскопия с преобразованием Фурье является одной из самых надёжных и эффективных технологий для автоматического мониторинга выбросов, позволяющая одновременно измерять несколько газообразных компонентов.
Например, газоанализатор ЭкоСпектр-Ф (изготовитель ООО «НПО «Экохимприбор»), предназначенный для непрерывного измерения содержания различных компонентов газовых смесей в промышленных выбросах, таких как NH3, CO2, CO, CH4, NO, NO2, O2, SO2, H2O, N2O, HCl, HF.
Гибкость и универсальность инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье делают её экономически выгодным и многоцелевым инструментом для измерения широкого спектра газовых компонентов в различных промышленных процессах, требующих непрерывного газового мониторинга.
В основе работы многокомпонентных приборов лежат:
- измерения ряда компонентов (СО, SO2, NOx, О2 и пр.) мало селективными датчиками,
- обсчет по заданной программе аналитических сигналов от каждого датчика с учетом взаимовлияния компонентов
- и последующая выдача данных.
В основе работы однокомпонентных приборов лежат измерения селективными датчиками.
Значения измеряемых концентраций, указываемые в инструкциях по эксплуатации, устанавливают диапазоны измеряемых концентраций с учетом только приборной погрешности и не учитывают влияние на погрешность измерения концентраций неизмеряемых компонентов, а также других эксплуатационных погрешностей.
Анализ парка газоанализаторов показывает, что практически все газоанализаторы, применяемые для выполнения измерений концентраций загрязняющих веществ, внесены в Государственный реестр средств измерений РФ.
Однако только для некоторых газоанализаторов разработаны и аттестованы в установленном порядке методики выполнения измерений, соответствующие действующим государственным стандартам или другим нормативным документам.
В большинстве случаев потребители пользуются инструкциями по эксплуатации приборов, при этом зачастую не обращают внимания на область их применения и диапазон концентраций, в которых может применяться газоанализатор, что приводит к получению ложной информации.
Далее, на этапе сбора исходных данных проводится сбор и анализ:
7) Данных по выбросам из инвентаризации, тома ПДВ или КЭР (при наличии) и протоколов КХА (количественных химический анализ).
Корректные данные по выбросам ЗВ и параметров потока особо важны
- как для обоснованного выбора контролируемых источников выбросов для оснащения средствами автоматического контроля,
- так и для правильного определения диапазонов измерения и корректного подбора измерительного оборудования САК.
Согласно приложению 1 к Особенностям создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ, утв. ПП РФ № 39 от 22.01.2024 и вступающих в действие с 01.09.2024, критерии определения источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, и выбора приоритетных загрязняющих веществ включают:
1. одновременное наличие следующих критериев = обстоятельств:
а) источник выбросов является стационарным и организованным;
б) выбросы от источника выбросов образуются при эксплуатации сооружений, технических устройств, оборудования, выполнении технологических или иных процессов;
в) в выбросах от источника выбросов присутствует одно или более из приоритетных загрязняющих веществ, массовый выброс которых (исходя из показателей, содержащихся в отчете о результатах инвентаризации выбросов, а в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых, реконструируемых и (или) подлежащих техническому перевооружению источников выбросов - исходя из проектной документации) превышает предельные значения выбросов приоритетных загрязняющих веществ, приведенные в приложении.
Перечень контролируемых веществ установлен в п/п «б» п.8 «Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ», утв. ПП РФ № 262.
При организации и осуществлении автоматического контроля на квотируемых объектах I и II категорий, выбор приоритетных загрязняющих веществ, показатели выбросов которых подлежат измерению автоматическими средствами измерения, осуществляется при одновременном наличии следующих критериев:
а) предусмотрено приложением к настоящему документу, включающему 14 ЗВ;
б) выброс приоритетного загрязняющего вещества на источнике выбросов превышает предельные значения выбросов, указанные в том же приложении к настоящему документу;
в) приоритетное загрязняющее вещество содержится в отчете по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Промышленное предприятие взаимодействует с контролирующими органами при ведении хозяйственной деятельности. И внедрение средств автоматического контроля существенно расширяет их надзорные и «карательные» возможности.
Проверки проводятся по плану и внепланово, без предупреждения проверяемых. По итогам проверок оформляются акты отбора проб и протоколы, оформляются предписания и т.д.
Например, при обнаружении в рамках внеплановых проверок по жалобам населения, на дурно-пахнущий запах и/или смог, превышений концентраций ЗВ в выбросах на стационарном источнике и в АВ на границе СЗЗ по веществам, не подлежащим автоматизированному контролю, но являющихся маркерными для данного предприятия, у надзорных органов закономерно возникнет вопрос о соблюдении нормативов выбросов.
Далее, на этапе сбора исходных данных также проводится сбор и анализ данных
8) Топосъемки в границах проектирования системы автоматического контроля.
9) ТУ на инженерные сети (электроснабжение, сети связи) (при необходимости);
а также заполняется опросный лист на автоматическую систему непрерывного контроля.
[1] Определение «Системы автоматического контроля» как комплекса технических средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксацию и передачу информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, дано в ст. 1 Федерального закона № 252-ФЗ, ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ.
[2] стационарный источник загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды (ст.1 № 219-ФЗ): как с организованным, так и неорганизованным выбросом ЗВ
(Продолжение следует в номере 3(67) журнала «ХИМАГРЕГАТЫ)