Логистический хаб им. Дэн Сяопина: русское чудо с китайским акцентом
7 июля завершила свою работу трехдневная бизнес-миссия ведущих отечественных операторов и экспедиторов танк-контейнерной отрасли, а также представителей профильного сервисного бизнеса на площадку ОЭЗ «Алабуга». Технический десант из представителей отрасли высоко оценил потенциал активно строящегося логистического нефтехимического форпоста Татарстана, а также обозначил свои пожелания по поводу наличия и возможностей развития инфраструктурных решений одного из крупнейших в мировой практике логистического хаба.
На кону - успех в наращивании товарооборота с КНР, являющимся ключевыми стратегическим партнером нашей страны. Реализовать план развития сотрудничества между Китаем и Россией по увеличению торговли и инвестиций, кооперации в сферах промышленности, энергетики, сельского хозяйства, высоких технологий и финансов на республиканской площадке ОЭЗ «Алабуга» стараются за счет качественного обновления транспортной системы, в основе которой строящийся логистический хаб небывалых для мировой практики масштабов и содержания. Во-первых, он должен эффективно закольцевать контейнерные поставки грузов с максимальной пользой для экономик обеих стран. А во-вторых, усилить позиции Татарстана как ключевого транспортного коридора России по самым серьезным проектам в нефтехимии, автопроме и сельском хозяйстве на всех приоритетных экспортных направлениях работы с дружественными государствами. В числе ключевых задач по логистическому комплексу в рамках терминала планируется реализовать уникальное предложение по обработке и отправке самой широкой номенклатуры танк-контейнерных грузов от нефтехимии до сельхозпродукции. Приоритетом признается также создание рабочей и востребованной сервисной инфраструктуры для операторов и экспедиторов грузов, а также развитие на принципиально новом уровне истории мультимодальных поставок и интеллектуальной системы хранения не только для крупных промышленных грузоотправителей, но и для e-commerce.
Специалисты все чаще проводят параллели между ОЭЗ « Алабуга» и Тяньцзиньской зоной экономического и технического развития (TEDA), вот и в проекте логистического комплекса «китайский» след также на поверхности. Об этом, в частности, говорили участники танк-контейнерной бизнес-миссии, посетившие площадку строящегося хаба в конце прошлой недели. В их числе - представители ПАО « ДВМП» ( FESCO), ООО «Руслинккарго», ООО «Танк-Контейнер Сервис», ООО «Крикон», а также руководители ведущих промывочно-пропарочных станций ( ППС) и экспедиторы. В ходе визита лидеры отрасли познакомились с деятельностью ОЭЗ « Алабуга»и ее резидентов, стали участниками увлекательной экскурсии в инженерно-гуманитарный колледж «Алабуга Политех». Но, как и предполагалось, основное внимание специалистов было приковано к строящемуся логистическому терминалу им. Дэн Сяопина.
По итогам технических визитов и обсуждения специалисты оценили проблемы и перспективы развития крупнейшего логистического хаба страны. В числе озвученных предложений экспертной группы - оптимизация внутренней логистики терминала с учетом структуры входящих грузопотоков, а также доступности максимума сервисов при минимальных передвижениях по логистическому комплексу. Принимая во внимание климатические условия России, специалисты предложили ограничить использование рольгангов (роликового конвейера) для перемещения штучных или в таре грузов на открытых участках терминала. Одно из пожеланий специалистов - расположить цех ремонта контейнеров в непосредственной близости с депо и мойкой, что позволит сократить штат сотрудников и произвести качественную компоновку необходимого оборудования. Среди предложений - решение вопроса повагонной отправки жидких химических грузов еще на этапе проектных работ по вводу терминала.
Логистический центр им.Дэн Сяопина: откуда ветер дует
Своим запоминающимся названием будущий логистический комплекс лично обязан гендиректору ОЭЗ «Алабуга» Тимуру Шагивалееву, питающему глубокую симпатию к автору и архитектору китайского экономического чуда - господину Дэн Сяопину, уникальному реформатору, свободно говорившему по-русски и превратившего КНР за считанные десятилетия из глубоко аграрной страны в передовую промышленную державу.
В числе экономических мер Сяопина, поддержавших кардинальные изменения в Китае, был механизм реинвестирования налогов в инфраструктуру промышленных кластеров. Кстати, аналогичный механизм, не без усилий Татарстана есть и в России. Его закрепили постановлением правительства РФ №1119.
Площадь будущего логоцентра по проектной документации составляет 65 га, длина пути — 1 220 метров. Фактически он будет расположен между городами
Набережные Челны и Нижнекамск в непосредственной близости от федеральной автотрассы М7, а также станций Никашновка и Круглое Поле, обслуживаемых Куйбышевской железной дорогой (филиал ОАО «РЖД»).
На территории логистического комплекса предусмотрены 4 контейнерных площадки, общей емкостью 8,5 тыс TEU, предусматривается размещение отдела таможенного сопровождения (Таможня), депо, бокс углубленного досмотра контейнеров, склад временного хранения для авто, КПП и др. Полностью комплекс планируется сдать и запустить в работу в 2025-ом году. Первые объекты будущего логистического хаба появятся уже в следующем году. Речь идет о железнодорожной инфраструктуре, контейнерной площадке, а также основной коробке склада. На терминале планируется построить 6 ж/д путей, которые в сутки смогут обрабатывать 3 контейнерных поезда с фронтом погрузки 74 условных вагона или 1050 метров. При возможности одновременного приема и обработки сразу двух составов полностью без разбивки время разгрузки одного поезда составит 3 часа. Общая площадь контейнерной площадки составит более 60 тыс кв. м, штабелирование контейнеров возможно будет в 4 плюс 1 яруса.
Складской комплекс логистического хаба будет включать склад категории «А» на 100 тыс. «квадратов», склад для температурных грузов, склад под 3PL на 150 тыс. палето-мест, склад под нужды e-commerce на 500 тыс. ячеек, а также склад под опасные грузы — 5,7 тыс. кв. м и кросс-докинг — более 4 тыс. кв. метров.
По словам Тимура Мингазова, заместителя генерального директора по взаимодействию с резидентами, развитию инженерного потенциала и эксплуатации, идея собственного логоцентра созрела у ОЭЗ на волне спецоперации России в Украине и ухода с площадки одного из крупнейших перевозчиков в мире Maersk. Нестабильность поставок толкала производителей закупать сырье впрок и думать наперед, насколько это было возможно. Так, с одной стороны, в этот период возник бешеный спрос на складские помещения. А с другой - перевозки китайских товаров и сырья стали дороже, а время их ожидания непрогнозируемыми. Грузопоток из КНР шёл через восточные сухопутные погранпереходы и Владивосток. При развитой инфраструктуре на западных погранпереходах в Санкт-Петербурге и Новороссийске, Россия столкнулась с острой проблемой отсутствия современной инфраструктуры терминалов Забайкальска и Хоргоса. В этой ситуации, смотря дальше и копая глубже, самым логичным решением ОЭЗ «Алабуга» посчитала создать и развить собственный логистический хаб.
При очевидном дефиците контейнерных терминалов с грузооборотом от 60 тысяч контейнеров в год в Закамской зоне после всех этапов реализации проекта логистического комплекса имени Дэн Сяопина его пропускной потенциал составит 100 тысяч контейнеров в год. Ожидаемый объем погрузки – 600 ДФЭ в месяц, выгрузки – 1200 ДФЭ в месяц.
Оператором подъездных путей выступает «РЖД логистика», обсуждаются форматы взаимодействия с FESCO. С компанией «ТрансКонтейнер»- заключен договор на услуги контейнерного терминала, После ввода в эксплуатацию логистический центр обеспечит клиентам ПАО «ТрансКонтейнер» сквозной сервис с комплексом транспортно-экспедиционных услуг, включая подачу и уборку фитинговых платформ с контейнерами, погрузочно-разгрузочные работы, терминальные операции, формирование контейнерных поездов.
Импорт грузов из Китая в Россию идет быстрее, чем экспорт из России в Китай, отмечают участники логистического рынка услуг. Это происходит из-за того, что при импорте из КНР согласования с РЖД происходят автоматически, в то время как из РФ необходимо все согласовывать с Центром фирменного транспортного обслуживания, который вместо 6 заявленных партий грузов, к примеру, может согласовать только 2. При этом получить разрешение на экспорт грузов и вклиниться в узкое горлышко всегда достаточно сложно.
ОЭЗ « Алабуга» - зона активного роста и развития
Среди 24 особых экономических зон России в настоящее время именно на особую экономическую зону Татарстана приходится 50% выручки и 39% инвестиций в нашей стране. По результатам оценки Министерства экономического развития России за 2022 год, особая экономическая зона «Алабуга» стала лидером по эффективности, выполнив показатели на 100%. Кроме того, резидентами и управляющей компанией за год было создано 1361 новое рабочее место.
В управляющей компании ОЭЗ признаются, что постоянно нарастающий поток инвестиций и резидентов не является самоцелью, в основе концепции развития - создание лучшей в мире инфраструктуры, формирующей конкурентные преимущества не только в создании продуктов с высокой добавленной стоимостью, но и по всей товарно-сырьевой и транспортно-логистической цепочке. На территории ОЭЗ «Алабуга» действует льготное налогообложение. Резиденты площадки не облагаются налогами на имущество, землю, транспорт. С учетом федерального налога ставки на прибыль составляют 2% первые 5 лет, 7% следующие 5 лет и 15,5% до 2055 г. К сетям снабжения энергоресурсами резиденты площадки подключаются бесплатно. На территории особой экономической зоны «Алабуга» действует режим свободной таможенной зоны: компании ОЭЗ освобождаются от ввозных таможенных пошлин и/или налогов на иностранное оборудование в случае использования процедуры свободной таможенной зоны на период нахождения данного оборудования на территории ОЭЗ до окончания сроков действия соглашения о ведении деятельности. На площадке действует собственная контейнерная площадка на 63 тыс м2, имеется собственный таможенный пост, позволяющий сократить прохождение таможенных процедур.
В числе действующих резидентов ОЭЗ - крупные химические предприятия: компания «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно», специализирующаяся на Производстве стекловолокна и продукции на его основе; завод «Август-Алабуга» - один из крупнейших производителей химических средств защиты растений ( СХЗР); завод по выпуску противотурбулентных присадок «Транснефть-Синтез»; компания «Полиматиз», занятая в сегменте разработки и выпуска нетканого полотна и других полимерных изделий. ООО ПКФ КНТ-Пласт занимается разработкой ПВХ-пластикатов и ПВХ-пленки. Строятся заводы по выпуску средств защиты растений - АГРУСХИМ-АЛАБУГА, производству минеральных гранулированных NPK-удобрений - ИНКО-ТЭК АГРО АЛАБУГА. Несмотря на перипетии в геополитике на территории особой экономической зоны свою работу продолжили крупные международные компании - производитель технических газов «Эр Ликид Алабуга», крупный производитель средств антикоррозионной защиты, клейких лент, промышленных клеев, абразивных материалов, стеклянных микросфер компания «3М Волга». Демонстрируют успешную динамику предприятия «Каcтамону Интегрейтед Вуд Индастри» - производство панелей МДФ, ДСП и ОСБ, Hayat Россия, дочерняя компания глобальной корпорации в сегменте FMCG ХАЯТ, – выпуск санитарно-гигиенической продукции и др. В числе серьезных автобрендов на площадке ОЭЗ представлены автобренды «Аурус» и «Соллерс», выпускающие отечественные автомобили (вместо сборки фургонов Ford Transit), а также Шишеджам Аутоматив Рус, производитель автомобильного стекла. В целом же в списке резидентов значатся 54 предприятия-гиганта.
Тренируются «на котиках» и обучаются по STEM-системе
Политехнический колледж «Алабуга» - непреложная часть особой экономической зоны, формирующей кадровый резерв для компаний-резидентов по основным рабочим и инженерным специальностям. Он был создан под патронажем ОЭЗ «Алабуга» и развивался при тесном взаимодействии с Елабужским политехническим колледжем. По классификации «Алабуга Политех» является инженерным колледжем, а аббревиатура STEM расшифровывается, как «science, technology, engineering, mathematics», то есть «наука, технологии, инженерия и математика». Забавно, но один из этапов поступления в политех — компьютерная игра, в которой будущий студент должен вырастить здоровых котиков и «продать» с выгодой, обойдя всех конкурентов на рынке. Ключевая задача образовательного полигона - взрастить и воспитать технологических предпринимателей, определяющих масштаб и глубину технологического развития нашей страны. Условия этого воспитания и кристаллизации талантов спартанские и весьма суровые: у студентов почти нет личного досуга и мало общения с родителями, зато много учебы, практических задач в привязке с реальными предприятиями особой экономической зоны. Помимо бешеной прокачки лидерских качеств и профессиональных компетенций большое внимание уделяется физическому здоровью. Набор абитуриентов в «Алабуга Политех» осуществляется на базе 9 и 11 классов и идёт по семи перспективным направлениям, среди которых - промышленная автоматика и роботехника, лабораторный химический анализ, BIM-проектирование зданий и сооружений, программирование Python и др. Ещё один момент, который серьезно отличает «Алабуга Политех» от других учебных заведений состоит в дуальности обучения и производства. Студенты здесь не только проходят практику на самых современных предприятиях, которые работают в ОЭЗ Алабуга, но и и трудоустройство в них, буквально со 2-го курса. Все обучение ведется под руководством практикующих инженеров на актуальном современном оборудовании с обязательной экзаменацией с последующим получением международных паспорт навыков World Skills и сертификатов KUKA, SIEMENS, FESTO.
Бизнес-миссия завершена, впечатления - остались
Заместитель генерального директора Корпорации «Сюань Юань» Цзяо Цзинь:
«Безусловно, мы приветствуем развитие подобных проектов, которые могут качественно усилить наш союз с российским бизнесом. Обсуждая самый широкий спектр вопросов, касающихся развития сотрудничества в промышленной сфере, в сегментах инвестиций, образования, туризма, спорта и инноваций, мы сталкиваемся с непростой логистикой и подчас с отсутствием элементарной инфраструктуры. Это серьёзная проблема и сдерживающий фактор, одновременно - это мотив и руководство к действию. Наша компания задействована в реализации ряда логистических проектов в Дальневосточном Федеральном округе России. Один из самых амбициозных проектов - строительство «Ледового шелкового пути» - логистического коридора, который позволит связать две части континента, сократив на 2 тысячи километров маршрут между Тихим и Атлантическим океанами. В проекте ОЭЗ «Алабуги» мы тоже видим большой потенциал и готовы его развивать совместными усилиями».
Тимур Мингазов, заместитель генерального директора по взаимодействию с резидентами, развитию инженерного потенциала и эксплуатации ОЭЗ «Алабуга»:
«Создавая рабочий проект логистического комплекса с уникальной инфраструктурой, мы всегда и во всем доверяем реальному сектору экономики - действующим предприятиям с успешными практиками в логистическом сервисе, танк- контейнеризации химических грузов и непосредственной их транспортировке. Поэтому бизнес-миссия для нас тот самый формат, который позволяет говорить по делу и начистоту. Уже на нулевом цикле и в работе с проектной документацией мы стремились заложить и реализовать весь тот максимум ожиданий, который есть в нашей стране у профессионального сообщества - как у грузоотправителей и получателей, так и у всей задействованной при отправке грузов логистической цепочки, включая профильный сервис. Думаю, мы все правильно делаем, разумно приземляя самые амбициозные задачи и инструменты для их реализации».
Кирилл Болтаев, генеральный директор агентства Tank Container World, председатель рабочей группы РСХ по танк-контейнерным перевозкам:
«В нашей стране мы довольно часто сталкиваемся с желаниями государства «причинить добро» бизнесу умными реформами, правильными директивами. И вроде все логично, и хорошо, и должен быть результат, а его нет или он не тот, или незначительный. А я Вам скажу: хороший результат отсутствует, потому как за бизнес везде все решили, а он ни при делах - его даже не спросили, что нужно, и как он видит решение проблемы. Без эффективной обратной связи - невозможно серьезное движение вперёд. Приятно, что Алабуга слышит бизнес и готова дискутировать. Это дорогого стоит. Я верю, что только в кооперации и коллаборации с профессиональным сообществом можно создать и запустить уникальный проект, который будет эффективно работать и приносить прекрасные дивиденды. И ещё один момент. Переживая колоссальную трансформацию, Россия сегодня модернизирует и обновляет все активы. Причем мы можем открыто говорить, что это не только модернизация предприятий, а еще и модернизация людей. Наш малый и средний бизнес демонстрирует гибкость, максимально и эффективно перестраивается «на новые рельсы» и решения. И пусть они не сразу видны в правительстве или в госмонополиях, но они есть. И это главное.
Для меня проект логистического комплекса в ОЭЗ «Алабуга» - демонстрация приверженности к новейшим мировым инфраструктурным решениям и возможность сделать первый в России танк-контейнерный объект, который сможет затмить существующие западные аналоги»
Татьяна Петрова, вице-президент РСХ по работе со СМИ и общественными организациями:
«Рабочая Программа бизнес-миссии очень насыщенная. Большое внимание было уделено презентации логистического комплекса им.Дэн Сяопина и детальному разбору вопросов функционирования отдельных объектов инфраструктуры хаба-пункта перевалки грузов, работе сервисных центров, моек.
Дьявол кроется в деталях, и участники дискуссии, препарируя проблемы, в своих разговорах и выступлениях довольно часто обращались к типичным и потенциальным ошибкам, а также к самым интересным решениям в мировой практике. Признаться, я получила искреннее удовольствие от профессиональной дискуссии Департамента развития ОЭЗ «Алабуга» с танк-контейнерной отраслью. От себя хотела бы отметить тот факт, что большим преимуществом проекта, на мой взгляд, является его открытость для партнерства и многовекторного сотрудничества, а также глубокая увязка с важнейшими принципами устойчивого развития, бережливого производства и осознанного отношения к природе. Отдельного внимания заслуживает кадровая стратегия особой экономической зоны, предполагающая дуальную образовательную модель, в основе которой – обучение школьников по профилю востребованных на площадке и в будущем логистическом хабе профессиям, а также работа уже с первых курсов на производстве. Такая модель очень близка отечественному химпрому, практикующему раннюю профориентацию и углублённое практикоориентированное обучение».
Текст и фото - Татьяна Петрова, вице-президент РСХ по работе со СМИ и общественными организациями