По прогнозам Минэнерго ожидается рост не только объемов, но и глубины мировой нефтепереработки. Однако необходимо отметить, что для России существует ряд факторов, прежде всего внутреннего характера, которые не должны позволить слепо следовать мировым тенденциям. Для более ясной картины рассмотрим современное состояние производства, экспорта и внутреннего потребления нефтепродуктов в России.
В настоящее время в России реализуется план модернизации НПЗ, который направлен, в первую очередь, на увеличение глубины переработки нефти и на повышение качества получаемых товарных топлив. Основной предпосылкой этого плана был принятый в 2012 году новый технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", в соответствии с которым на территории РФ поэтапно вводятся новые стандарты на выпуск моторных топлив, соответствующие Европейским нормам. Для решения задач глобальной модернизации большинство нефтеперерабатывающих заводов России приступили к реализации проектов строительства и реконструкции облагораживающих нефтепродукты процессов, наиболее востребованным из которых был процесс гидроочистки средних дистиллятов. На его долю в 2013 году приходилось 66% мощностей облагораживающих процессов, за ним следовали риформинг (24%) и изомеризация (6%). К 2020 году планируется увеличение мощностей всех облагораживающих процессов в два раза, при этом структура распределения мощностей по процессам сильно не изменится. Кроме этого, к 2020 году предполагается значительный прирост мощности углубляющих процессов: гидрокрекинга, каталитического крекинга и замедленного коксования (рис. 5), что приведет к увеличению выхода светлых нефтепродуктов и снижению выхода мазута (рис. 6).
Авторы данной статьи Яицких Г.С., Заместитель генерального директора по развитию АО «Инженерно-промышленная нефтехимическая компания» (АО «ИПН»); к.т.н. и Вахрушин П.А., Руководитель сектора инновационных разработок АО «Инженерно-промышленная нефтехимическая компания» (АО «ИПН»); к.х.н. убедительно доказывают, что если в Европе решение задачи повышения выхода светлых за счет переработки тяжелых нефтяных фракций и снижения выхода мазута является неоспоримо правильной, так как этого требует отсутствие своей сырьевой базы в этих странах, то специфические особенности России, ставят под вопрос его актуальность.
В итоге авторы делают следующие выводы:
- Не следует слепо копировать основные европейские подходы к реконструкции нефтеперерабатывающих заводов в России, не учитывая региональные специфические особенности потребления нефтепродуктов.
- При гипотетической глубине переработки нефти 90-95%, Россия будет вынуждена закупать за рубежом по неоправданно высоким ценам топочный мазут для ЖКХ, водного транспорта, ВМФ, региональных электростанций и промышленных предприятий, а также дорожный и строительный битум.
- Следует определить оптимальное соотношение прироста мощности нефтепереработки и увеличения ее глубины с целью достижения необходимого выхода светлых нефтепродуктов при сохранении достаточного уровня выпуска мазута и увеличенного уровня выпуска битума. На сегодня оптимальный уровень глубины переработки для РФ – 85-88%.
- При разработке бизнес-планов развития нефтеперерабатывающих производств стоит тщательно оценивать целесообразность применения сверхдорогостоящих производственных процессов для переработки гудронов в светлые нефтепродукты. По мере ввода в эксплуатацию всё новых установок переработки тяжёлых остатков в светлые нефтепродукты, на рынке будет увеличиваться их объём, в то же время будет происходить уменьшение предложения тёмных. В обозримом будущем цена на мазуты и битумы неизбежно поднимется, вот тогда-то всё станет на свои места (рынок продирижирует).
- Не следует вводить единый стандарт качества дизельного топлива на всей территории РФ. Желательно дифференцировать потребление ДТ различного качества по регионам страны.
- Необходимо и экономически целесообразно строить технологические установки, улучшающие низкотемпературные свойства дизельного топлива для расширения возможности использования его в нашей стране и увеличения внутреннего спроса, особенно в северных регионах.
- Необходимо и экономически целесообразно строить технологические установки, повышающие антидетонационные свойства (ОЧ) автомобильных бензинов; при этом необходимо усилить работу, направленную на исключение применения экологически опасных антидетонационных добавок.
Оставшаяся часть статьи доступна в полной версии журнала.