МЕХАНИК-ХРАНИТЕЛЬ
Разработка проектной и конструкторской документации

МЕХАНИК-ХРАНИТЕЛЬ

Так уж повелось в нашей стране, что на долю каждого поколения выпадают свои испытания. Кто-то воевал, кто-то из руин поднимал города и заводы, кто-то на целине закладывал новые производства. Поколению Евгения Ивановича Чегорнова, занимавшего должность Главного механика Саратовского НПЗ с 1990 по 2010 год,  пришлось прилагать особые усилия для сохранения парка оборудования и производства в «лихие» пост-перестроечные годы. Профессия механика и сама по себе требует ответственности, стойкости и самоотверженного труда, но в условиях дефицита сырья и средств, постоянной смены руководства и владельцев предприятия обеспечить надежность и безаварийность опасному сложному производству – совсем непростая задача. Не раз выручала смекалка и наш русский характер, а также понимание того, что механик служит прежде всего заводу, обеспечивая безопасность и рабочие места для коллег и земляков.

IMG_6638 (копия)22222.jpg

Евгений Иванович, была ли Ваша профессия наследственной, семейной?

Семейной профессия не была, я родился и вырос в селе, в Саратовской области. После  школы поступил в Саратовский Политехнический институт на специальность «Машины и аппараты химических производств». По окончанию получил направление на завод «Пензхиммаш», но в семье случилось несчастье – смерть отца, и мне пришлось вернуться на родину, поближе к матери. В те годы изменить распределение было непросто: чтобы отпроситься по семейным обстоятельствам, надо было ехать в Москву, улаживать вопрос в министерстве. Тем не менее, мне это удалось. Я получил свободное распределение,  сам начал искать работу, и меня уже готовы были взять на химическое бактериологическое  производство в Шиханах, где уже работали наши ребята, выпускники старших курсов, но что-то меня остановило. Устроился в Вольске на предприятие цементной промышленности наладчиком оборудования, но уже через год-полтора мать сама посоветовала мне возвратиться в Саратов.

В Саратове я начал свою трудовую деятельность на заводе «Серп и молот», производящем тракторное оборудование. Проработал там несколько лет и, поскольку мне не было 28 лет, был призван офицером на срочную службу в ряды Советской армии.  Отслужил два года в Прибалтике, в авиационных инженерных войсках. После увольнения в запас решил искать работу по специальности – в  химической промышленности, но один знакомый еще по  институту доцент посоветовал обратиться на Саратовский НПЗ. Пришел в отдел кадров, сказали – берем. Так, в 1972 году я начал свою трудовую деятельность в нефтепереработке.

Вначале меня поставили в ПКО, так как в ПКО я работал на «Пензхиммаше». Но не прошло и двух-трех месяцев, как меня назначили механиком только что построенной установки ЛЧ-35-11/600, которая готовилась к запуску. Стадии пуска и наладки прошли успешно, и  я получил новое назначение – зам. начальника РМЦ. На этой должности я  проработал некоторое время и был приглашен стать заместителем главного механика завода. А потом, когда по болезни уволился Главный механик, меня назначили на эту должность, где я работал практически до пенсии. Достигнув пенсионного возраста, некоторое время я оставался в инженерной группе установки по строительству установки изомеризации пентан гексановой фракции, и только по окончанию контракта ушел с завода. Итого на Саратовском НПЗ я отработал с 1972 по 2012 год – 40 лет. Главным механиком из них –  20 лет.

- Получается, на ваших глазах,  с Вашим участием прошел значительный период истории отечественной нефтепереработки, изменение технологий… Может, что-то особенно запомнилось?

Коренная модернизация отечественной нефтепереработки проходила в 70-ые годы, когда строилось наше предприятие, последующие изменения были единичными. Но сейчас, насколько я знаю, на Саратовском НПЗ идут преобразования, и в перспективе планируется большой интересный проект – строительство установки гидрокрекинга. Когда-то еще в 1990 году вместе с тогдашним генеральным директором завода Литвиненко мы посетили нефтеперерабатывающее производство в Испании вместе с отечественными специалистами-проектировщиками, и уже тогда обсуждали перспективы внедрения установки гидрокрекинга у себя на заводе, но, к сожалению, по разным причинам это начинание не осуществилось. И только сейчас, насколько я знаю, завод проводит конкурс по выбору лицензиара по установке гидрокрекинга. Хорошо, если удастся реализовать этот проект!

Наверное, так устроен человек: особенно запоминаются трудности и испытания, их преодоление. Для меня таким периодом стала перестройка, 90-ые годы… Что тогда творилось – долгий разговор, но мы сумели выстоять, сохранить завод. Задача была – выжить, не остановить производство в условиях, когда нефть поставлялась с большими перебоями. Случалось, установки практически стояли, в какой-то момент мы закрыли все установки крекинга. У нас тогда была ЭЛОУ-АВТ-6 мощностью 6 млн. т, она периодически вставала, на нее не хватало сырья. То установка АВТ «подхватывала», когда набирался объем нефти, то снова ее дергали-пускали. Нашей ремонтно-механической службе приходилось работать в условиях критического дефицита финансов, но мы своими силами и минимальными средствами старались делать все необходимое для обеспечения бесперебойной и безаварийной работы предприятия. Много чего мы пережили в 90-ые годы – перемены во власти страны и региона, смену владельцев предприятия… Но, несмотря ни на что, выжили. Наверное, это главная особенность наших людей – уметь преодолевать трудности, даже малым ресурсом, за счет бойцовского характера, мастерства  и терпения.  

Относительная стабилизация и порядок наступили, когда стали налаживаться бесперебойные поставки сырья. А возрождение завода началось, когда мы вошли в состав ТНК, и особенно, когда ТНК объединилась с BP. Правда, особого развития предприятия в то время еще не было, новые установки почти не строились – только висбрекинг и установка изомеризации, если не ошибаюсь. Но финансовое положение завода в целом улучшилось, и работа службы вошла в нормальный ритм и систему.

- Сегодня перед службами ГМ поставлена задача увеличения межремонтного пробега, и при этом сокращается численность персонала – его выводят на аутсорсинг. Как Вы к этому относитесь?

Не скрою, вначале я отрицательно относился к увеличению МРП, это же мнение разделяли и большинство наших работников, особенно, низший персонал – начальники производств и т.д. Но затем я стал проникаться этой идеей и поменял мнение. Во-первых, разве это дело, когда не успел закончиться один ремонт, а уже начинается следующий? Во-вторых, новый подход повышает надежность работы оборудования; и в-третьих, это правильно – идти в ногу с прогрессом и стремиться к развитию завода с привлечением самых современных средств и технологий на благо безопасности и эффективности производства. Естественно, был некий переходный период, он длился года три, но результат себя оправдал.

Что же касается тенденции, направленной на сокращение ремонтного персонала, то она была актуальна всегда. Нас это коснулось, наверное, в меньшей степени, чем сегодняшних моих коллег – как говорится, Бог миловал. Но я хотел бы отметить другой непродуктивный момент, он характерен, наверное, для многих предприятий сегодня: центр реального руководства заводами, в том числе механической службой, все больше смещается в центральные офисы компании. Это началось в мою бытность Главным механиком. Сегодня, к сожалению, где-то в Москве на высшем уровне проводится тендер по оборудованию, по остановочным ремонтам на нашем НПЗ, и нас ставят перед фактом. А по каким параметрам выбирали? Кто дешевле? Но дешевле – не всегда лучше. Иной подрядчик набирает неквалифицированный персонал, и за малую плату делает работу низкого качества. Но ты узнаешь об этом только после пуска.  То из Сибири приедут бригады, то из Москвы, а свои-то, проверенные, надежнее… Главному механику на месте виднее, на чем можно сэкономить. Простое оборудование можно взять подешевле, а более сложное – пусть подороже, но уж точно не подведет…

У меня всегда были знакомые среди подрядчиков, дружили с ними, на рыбалку вместе ездили. Так они даже обижались на меня – в шутку, конечно –  мол, такой-сякой, опять не дал нам работу. На самом деле все знали – в вопросах экономии средств завода мой подход –  принципиальный.  

- В работе Совета ГМ Вы, наверное, участвовали с самого основания?

Изначально это была инициатива нашего профильного Министерства, под его эгидой проводились встречи специалистов, а организаторами тогда были сотрудники Киришского завода. Считаю, это было очень хорошее начинание, приносящее большую практическую пользу нашим службам, позволяющее отслеживать развитие отрасли, новинки оборудования и технологий. И замечательно, что сегодня оно живет и развивается уже в качестве общественной организации. Я всегда был активным участником совещаний механиков, обязательно посещал все мероприятия, на которые  тогда приезжали коллеги не только из России, но и с Украины, из Белоруссии, Казахстана, среднеазиатских республик СССР. Приятно, что и после перестройки многие из них продолжают ездить, не прерывают традиции братства механиков. Пользуясь случаем, хочу передать привет всем моим старым знакомым, коллегам. Наилучшие пожелания – Любови Геннадьевне Шумовской, которая была главным организатором наших встреч в Киришах и сегодня активно работает в Совете, она – настоящий друг и помощник механиков и внесла значительный вклад в создание общественной организации. 

- Евгений Иванович, бываете ли Вы на своем заводе? Наверное, заметно, как он меняется?

К сожалению, ушли с завода почти все мои ровесники – «последние из могикан», сменилась администрация на предприятии и порядки получения пропусков. Захочешь посетить – оформление неделю будет длиться. Так что общаюсь больше по телефону или встречаю старых приятелей в городе. Я  рад, что все хорошо на заводе, рад  успехам молодых коллег. Вот Андрей Вячеславович Юшин занял пост заместителя генерального директора по развитию – это правильное решение. Андрей – толковый, ответственный и порядочный человек, высококвалифицированный специалист. Когда-то, будучи Главным механиком, я выбрал его себе в заместители. Он тогда работал в РМЦ, и я видел – ему нравится наша работа, он ответственный и компетентный сотрудник, поэтому и рекомендовал его на эту должность. Можно сказать, поверил в него, как в меня поверили когда-то. И не ошибся, это оказался достойный выбор. Долгое время мы работали вместе, а когда я ушел с завода – Андрей занял место Главного механика Саратовского НПЗ.    

- Расскажите, пожалуйста, о Вашей семье, может,  есть продолжатели дела?

Так вышло, что никто из детей, внуков не пошел по моей стезе. Рядом в городе живет моя сестра, поддерживает меня, – жена-то давно покойная. Племянник работает в Газпроме, в Уренгое, часто приезжает в Саратов на отдых, обещает по выходу на пенсию совсем перебраться в наш город из Санкт-Петербурга.   

- Работа механика напряженная, нервная, ответственная. Какие увлечения и хобби помогали вам отдохнуть от нее?

До последнего, до выхода на пенсию главное хобби было – рыбалка. В пределах области объездили все, и в Астрахани бывали. Вначале компания состояла, в основном, из членов нашего рабочего коллектива, потом еще народ примкнул, но тоже, так или иначе, знакомые по работе. В рыбалке для нас было главное – процесс, а не успехи. Теперь вспоминаю те золотые деньки, перебираю иногда снасти: вот хорошая удочка была, и эта тоже… Хотя знаю, что вряд ли еще доведется рыбачить, здоровье уже не то, хожу с палочкой. Теперь мое хобби – дача.

Сегодня, оглядываясь на свой профессиональный путь, я считаю, что не зря прожил жизнь: завод работает, парк оборудования развивается, люди трудятся на своих рабочих местах.

- Евгений Иванович, а в чем, на Ваш взгляд, главный секрет успешной карьеры Главного механика?

Всё просто: больше работать надо и добросовестно относиться к своему делу.


От имени редакции и наших читателей мы благодарим Евгения Ивановича Чегорнова за интересную беседу, желаем ему крепкого здоровья, бодрости и оптимизма, а его семье –взаимного согласия, благополучия и процветания.

 Интервью провела Ирина Толстенко

Фото из личного архива Е.И.Чегорнова


Разработка проектной и конструкторской документации
Календарь событий
Выставка НЕФТЕГАЗ-2024
Дата проведения: 15.04-18.04.2024
https://www.neftegaz-expo.ru


 
Химагрегаты №64, декабрь 2023 Версия PDF