Импортозамещение – это создание в РФ высокотехнологичных производств
Разработка проектной и конструкторской документации

Импортозамещение – это создание в РФ высокотехнологичных производств

Импортозамещение сегодня – тема не новая, но по-прежнему актуальная. О том, как адаптировались к санкциям службы эксплуатации и ремонта оборудования отечественной нефтепереработки и нефтехимии, мы беседуем сегодня с Председателем Совета главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и стран СНГ Игорем Александровичем Бабенко.

_46A3719.jpg

- Игорь Александрович, первый вопрос – как вышло, что отрасль оказалась серьезно зависимой от импорта?

В 2023-ем году, по информации Министерства промышленности и торговли, доля нашего российского нефтегазового оборудования составляла где-то 62-65%, а в 2024-ом году прогнозируется увеличение доли российского производителя до 70%.

Не секрет, что зависимость эта сформировалась за последние примерно 30 лет. В Советском Союзе машиностроительная индустрия была достаточно развита, хотя имела свои особенности, не помогающие выиграть в конкуренции с западом. Возьмем любое стандартное оборудование: на машиностроительном предприятии были разработаны линейки оборудования с некими характеристиками и составляли десятки позиций. При разработке технологического процесса проектировщики выбирали в проект оборудование из существующих линеек, т.е. разрабатывали процессы с учетом имеющегося оборудования.

На западе наоборот, оборудование проектировали и изготавливали под процесс, тем самым создавая наиболее энергоэффективное оборудование, без лишней металлоемкости и максимальным КПД, как следствие, создавали сотни/тысячи позиций.

Также, когда в соответствии с климатической повесткой, мы начали проводить модернизацию наших НПЗ для выпуска более экологичных видов топлива, нефтяные компании покупали импортное оборудование и технологии даже при наличии российских аналогов. Для сохранения гарантий лицензиара, нас обязывали приобретать ряд высокотехнологичного сложного оборудования. Как результат – до 80% оборудования на наших предприятиях (в основном, касается вторичной переработки) - иностранное.

Еще один момент: западные производители сложного оборудования выигрывали у отечественных по удобству технического обслуживания и ремонта. У них всегда имелся резерв, так называемый подменный фонд, ввиду того что в круговорот было вовлечено большое количество единиц оборудования по всему миру, они могли себе это позволить.

Это, конечно, большие «плюсы» импорта – высокое качество, умеренные затраты на обслуживание и ремонт, благодаря которым на протяжении долгих лет мы плотно встраивались в мировую экономику. И когда в 2014 году ввели первые санкции, нефтепереработку они практически не затронули, и все были уверены, что этот сектор избежит ограничений – ведь дешевое российское сырье необходимо Европе. В 2022 году западные санкции впервые напрямую затронули нефтепереработку. Многие контракты на поставку оборудования оказались заморожены. Но часть предприятий уже успела модернизировать свои производства, и теперь это оборудование нужно как-то обслуживать, ремонтировать.

- Какие решения были предложены для решения проблемы в рамках заводских служб эксплуатации и ремонта, и насколько они оказались эффективны?

Для смягчения ситуации государство разрешило поставки по параллельному импорту. Но оказалось – это не полностью решает проблему: логистические цепочки увеличились, стоимость оборудования и материалов выросла, также поставки осложнились из-за ограничений в отношении третьих стран. Западные производители четко отслеживают каждую свою позицию и видят, куда было ранее поставлено оборудование, и блокируют такую поставку.

Одной из важных программ в рамках решения задачи импортозамещения стал реинжиниринг, то есть обратное проектирование. Оно предполагает разбор оборудования, сканирование всех его деталей, выпуск конструкторской документации, определение материального исполнения и изготовление изделия-копии на территории РФ. Это неплохое решение при отсутствии оригинальных запасных частей для оборудования, чей срок службы еще не завершен. Но сложным моментом может стать отсутствие в России необходимых материалов, а также технологий изготовления. Например, чтобы идентично скопировать какую-то запчасть, нужно не только знать состав материала и размеры, нужно корректно провести изделие по всему технологическому процессу изготовления, только тогда оно будет иметь необходимые нам характеристики.

Активно применяются аддитивные технологии, 3D-печать, причем не только в полимерах, но и в металле. Достаточно широко освоены порошковые технологии, из них выращивают сложные детали. Также применяются технологии проволочной наплавки.

Сегодня как никогда возросла роль собственных ремонтных производств на НПЗ и НХК, которые частично занимаются импортозамещением – обратным инжинирингом. Практически на всех предприятиях есть конструкторские бюро, которые создают конструкторскую документацию. С производством в ремонтно-механических цехах везде по-разному: где есть возможность, производят собственными силами, где нет – размещают заказы на машиностроительных предприятиях.

Еще один путь найти необходимые ЗИП, это посмотреть в дружественных нам странах. Не секрет что в КНР можно найти практически все виды западного оборудования, образцы со всего мира, так как в стране высокоразвитая нефтепереработка и нефтехимия – более 100 работающих заводов со средней производительностью 30 миллионов тонн в год и более. Также страна давно занимается реинжинирингом, и у них представлен самый широкий спектр оборудования собственного производства, пусть качеством пониже западного, но тем не менее. Так что наши коллеги высадили «десант» в Китае, полгода-год специалисты изучали рынок ЗИПов и оборудования, решали, что чем можно заменить. Многие критикуют такой подход, но в безвыходном положении по-другому никак.

Обратный инжиниринг определил перед нами еще один вопрос, решаемый на законодательном уровне. У нас есть сложности с законностью применения обратного инжиниринга. Дело в том, что Положения Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» устанавливают, что при проведении технического обслуживания и ремонта оборудования должны соблюдаться требования, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации оборудования, программой проведения технического обслуживания или ремонта в течение всего срока проведения этих работ. А руководства по эксплуатации оборудования производителей содержат условие об использовании только оригинальных запасных частей и прямое указание на то, что несоблюдение требования об установке утвержденных изготовителем запасных частей и принадлежностей считается неправильным использованием оборудования и снижает его безопасность. Положения федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих производств, утвержденных приказом Ростехнадзора), также указывают на необходимость выполнения указаний (инструкций) производителя.

Таким образом, использование неоригинальных запасных частей при наличии ограничений, установленных инструкциями производителей, может трактоваться надзорными органами как нарушение перечисленных выше требований к ремонту эксплуатируемого на опасных производственных объектах импортного оборудования.

Пока этот вопрос не решен и находится в Правительстве РФ на стадии реализации, применение предприятиями неоригинальных ЗИП осуществляется следующим образом: Федеральным законом №116-ФЗ предусмотрены возможность, порядок и сроки опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности при условии соблюдения параметров технологического процесса, поэтому предприятия отрасли при первоначальном использовании реинжиниринговой детали в оборудовании составляют мероприятия по безопасной эксплуатации такого технического устройства на период применения. В составе таких мероприятий предусматривают постоянный контроль показателей на соответствие требованиям технической и эксплуатационной документации. Также предусматривают действия персонала по безопасной остановке такого технического устройства без ущерба технологическому режиму. Такой путь – это отвлечение ресурсов, трата времени; тем не менее, он законный, по которому сегодня все предприятия выходят из положения.

- В последнее время приходят новости об участившихся пожарах на НПЗ, обстрелах дронами. Как отрасль переживает проблемы с безопасностью?

В основном, это предприятия, которые находятся в районах, приближенных к местам ведения СВО. Понятно, что государство защищает нашу территорию, в том числе, предприятия, которые стратегически важны для страны. Разрабатываются программы по антитеррористической защищенности, против дронов приобретаются и применяются специальные системы, также предприятия защищают оборудование механическим способом – закрывая его сеткой рабицей, кто-то даже применяет аэростаты с натянутой облегченной сеткой между ними. Это серьезная проблема, но тем не менее, будем надеяться на лучшее.

- Оказывает ли государство какую-то помощь производителям оборудования, вставшим на тернистый путь замещения импорта?

Как сказал Владимир Владимирович Путин, импортозамещение – это развитие и создание на территории Российской Федерации высокотехнологичных производств. Экономическая безопасность страны в условиях постоянно усиливающихся санкций напрямую зависит от технологического суверенитета. Для его достижения Правительство ограничивает доступ на рынок импортных товаров и стимулирует отечественное производство. Для этого разработаны и запущены программы постепенного отказа от западной продукции. Также существуют различные меры поддержки для российских компаний, среди вариантов материальной помощи бизнесу: субсидийное импортозамещение производства, гранты, компенсация расходов, льготные займы и др. Также существуют соглашения между государством и инвестором, так называемый специальный инвестиционный контракт, направленный на стимулирование инвестирования в промышленное производство с применением новых технологий. При заключении такого контракта государство обеспечивает поддержку в виде налоговых льгот, субсидий, упрощенного доступа к госзаказу и других мер поддержки.

Для участия в упомянутых программах производителям необходимо подтвердить, что они является российским производителем и их продукция имеет российское происхождение. Оценка степени локализации товара осуществляется с помощью балльной системы, разработанной Минпромторгом России.

- А что, на Ваш взгляд, мешает решению проблемы импортозамещения?

Предприятия изготовители оборудования отмечают, что одна из главных проблем отечественного машиностроения — отсутствие квалифицированных специалистов. Особо востребованы специалисты следующих специальностей: инженеры-конструкторы по специальности со знанием программ и 3D-проектирования, инженеры-программисты, технологи по обработке металлов резанием, технологи по обработке металлов штамповкой, операторы станков с программным управлением, высококвалифицированные сварщики, также сотрудники, связанные со станочным парком: токари, фрезеровщики, шлифовщики, расточники, сверловщики. Не хватает слесарей, владеющих опытом специфики работы на предприятии.

Одна из причин нехватки работников в отрасли – сегодня много персонала привлечено на предприятиях Минобороны, работа там идет круглосуточно, туда перетекают кадры с машиностроительных предприятий. Но будем надеяться, они вернутся назад, повысив свой уровень квалификации.

Есть еще один момент: сегодня, к сожалению, заработок курьера выше зарплаты квалифицированного специалиста. С этим тоже надо что-то делать, регулировать зарплату по профессиям адекватно квалификации и роли в общественном производстве.

Кадровой проблемой серьезно нужно озаботиться, одним из решений может стать доступное, бесплатное обучение в колледжах, так как не все родители могут позволить образование своих детей.

У нас есть отраслевые научно-исследовательские проектные институты, машиностроительные предприятия, необходимо усиливать работу по консолидации всех участников процесса, формировать коллективный спрос на отечественные разработки. Если каждая нефтяная компания самостоятельно будет решать возникающие проблемы, то это займет больше времени и не даст эффекта в масштабе государства.

- А в целом, как Вы смотрите на перспективы и успехи в импортозамещении?

Мы видим, что пошло стимулирование импортозамещения государством, и уверен, что вскоре от реинжиниринга мы перейдем к созданию собственных современных и конкурентоспособных технологий и оборудования. Я понимаю, что на 100% заместить все невозможно, да и не нужно. Нет в мире такой страны, которая производит только свое. Но развивать собственное производство и стремиться основные стратегические направления закрывать собственными силами мы просто обязаны.

И здесь, я считаю, не стоит заново «изобретать колесо», лишний раз заморачиваться оригинальностью всех идей. Реинжиниринг может стать хорошей отправной точкой для дальнейшего развития и усовершенствования уже имеющихся импортных технологий. Если говорить об оборудовании, нужно дорабатывать, улучшать параметры и характеристики, при этом создавая альтернативу импортным технологиям уже за счет собственных разработок, и выходить на мировой уровень.

Да, мы постепенно уходим от западной зависимости, но не должны перейти на зависимость от китайского, индийского, иранского рынков оборудования и технологий. Сейчас самое главное – не уповать на наших друзей, которые по достаточно низким ценам поставляют свое оборудования, запчасти, материалы. Надо опираться на себя. Это непростая задача, которую нам предстоит решить на пути к технологическому суверенитету. Уверен, что при правильном подходе мы способны сделать большой технологический рывок.

 

 

 

Интервью провела Ирина Толстенко

Фото из личного архива И.А.Бабенко

 

 



Разработка проектной и конструкторской документации
Календарь событий
Совещание главных механиков 2024
Дата проведения: 26.11-29.11.2024
https://sovet-npz.ru/events/1853/


 
Химагрегаты №67, сентябрь 2024 Версия PDF