ТАРИФЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ- 2018: Доклад руководителя ФАС РФ И.Артемьева
14 ноября 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Путин провел совещание по вопросам развития электроэнергетики. На совещании с Докладом выступил глава ФАС России Игорь Артемьев.
Из стенограммы
И.Артемьев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники совещания!
Прежде всего хотел бы сказать, что несомненные успехи в борьбе с инфляцией в нашем государстве открывают для многих отраслей совершенно новые возможности и в том числе для электроэнергетики, в смысле модернизации, более дешёвого кредита и целого ряда других, очень важных, хороших предпосылок. Поэтому, собственно, разговор сегодня об этом и идёт, о том, как сделать нашу электроэнергетику лучше, и это возможно сделать в ближайшее время.
В этих условиях политика, которая была создана как среднесрочная политика «инфляция минус», является уже менее болезненной для отрасли. И в этом смысле её нужно обязательно продолжать, оказывая давление на издержки самих компаний для того, чтобы они больше экономили и делали экономику более эффективной.
Для того, чтобы был стимул и компаниям было интересно осуществлять такую политику давления на издержки, Правительство уже выпустило ряд распоряжений, одно из которых в отношении сетевого комплекса оставляет всю сложившуюся экономию (за счёт реальной экономии, которая будет получена компанией) в распоряжении самой компании. И она может её расходовать на инвестиции, может на дивиденды, на что угодно. Этот принцип хозрасчёта, когда не изымается то, что ты сэкономил, должен стать единой составной частью политики «инфляция минус».
Кроме того, мы понимаем, что энергетикам нужна долгосрочная стабильность, что опять же низкая инфляция позволяет сегодня прогнозировать. И если говорить, например, о целом ряде других естественных монополий, то мы всерьёз уже думаем, что готовы к установлению прогноза десятилетних тарифов. Например, в железной дороге мы сейчас решили вместе с Аркадием Владимировичем, что до 2025 года и даже позднее можно устанавливать тариф по схеме «инфляция минус 0,1 процент». Можно то же самое предложить и энергетикам. Это тоже будет осуществлять, с одной стороны, режим экономии, а с другой стороны – даст долгосрочную стабильность для той модернизации, для тех ресурсов, которые пойдут в энергетику. И это тоже представляется исключительно важным.
Эта триада: «инфляция минус», долгосрочность соответствующего тарифа, сохранение режима экономии – и создание этого стимула в целом по всей системе электроэнергетической отрасли может позволить создать весьма благоприятные условия для развития.
Второе, что хотелось бы отметить. Нужно закончить с той темой, которая продолжалась, к сожалению, довольно долгие годы, я имею в виду разброс тарифов для разных видов сетей и генераторов. Например, если мы на одну условную единицу электрооборудования посмотрим в различных регионах, то разница составит более чем восемь раз. Не 8 процентов, не 80 процентов, а восемь раз. Разница в сбытовых надбавках будет составлять десять раз. Если мы выскакивающие значения по типу Чукотки уберём, то тем не менее всё равно это в восемь раз. По тепловой энергии тарифы различаются тоже в 6,5 раза. Это говорит о том, что всё-таки сама система нормирования (то, что должно быть всегда в тарифе, что не должно быть никогда в тарифе, что и как осуществляется с учётом существующих технологий) у нас весьма далека от совершенства.
В этом отношении это настоящий прорыв – та работа, которая была проведена в отношении подготовки эталонов в области тепла, сбытовых надбавок, то же самое было сделано и в ЖКХ. Это делалось под руководством Аркадия Владимировича и Дмитрия Николаевича Козака. Эти эталоны на сегодня позволяют нам весьма точно оценить тот уровень фактических затрат, который нужен компаниям для нормального функционирования.
Примерно две трети регионов сегодня живут выше эталонов. В этом смысле у нас есть потрясающая возможность: не обязательно снижать эти тарифы, а можно, например, потребовать, чтобы разница от эталонных затрат до фактически уже назначенного тарифа направлялась исключительно на инвестиции, на ту самую модернизацию. Мы посчитали, что это сотни миллиардов рублей, которые дополнительно могут быть привлечены в электроэнергетическую отрасль, о чём говорил уважаемый Александр Валентинович. Это тоже ресурс, который можно использовать. Но есть примерно треть регионов, которые не дотягивают до этого эталона и которые должны ставить более современное и экономичное оборудование. Для того, чтобы этого избежать, Правительством была одобрена концепция закона об основах тарифного регулирования. Я докладывал Вам, Владимир Владимирович, по этой теме. Мы вместе должны ещё в течение года отработать эту схему, чтобы была абсолютная ясность, что всегда включается в тариф, что никогда не включается, что должно быть нормировано, по каким ставкам. И конечно, специфика отраслей должна быть в этом законе тоже утверждена. Никогда в России не было закона об основах тарифного регулирования, и в принципе это хорошая опция – закрепить основополагающие вещи долгосрочного планирования, регуляторных контрактов, которые нужны, безусловно, об этом говорит Министерство энергетики. Это действительно будет новая реальность.
Вместе с тем нужно закрыть несколько дырок. Что сегодня говорит закон, например, об электроэнергетике в своей 23-й статье в седьмом пункте? Он говорит, что если Правительство приняло предельный уровень тарифа, а это очень жёстко всегда проходит на Правительстве, то можно не обращать на это внимание, если у вашей компании есть инвестиционная программа, и установить любой тариф.
Вот таких превышений тарифов, просто потому что есть инвестпрограмма… Что за инвестпрограмма, какая она, полезная, важная? Будем надеяться, что она оценена Минэнерго достаточно хорошо. Но смысл в том, что фактически эта норма закона нивелирует все решения Правительства по установлению предельных тарифов. Так, например, в Нижегородской области тариф вырос на 34 процента, в Башкирии – на 14. Всего таких случаев 17. А в целом по ЖКХ каждый год таких превышений происходит тысяча с лишним раз. Поэтому в августе были подготовлены и согласованы Министерством экономики, Министерством энергетики, нами и внесены в Правительство соответствующие поправки, которые устанавливают, что регионы не могут превышать предельный тариф, если они не согласовали это превышение и не обосновали перед Минэнерго и нами как тарифным регулятором. Эти поправки сейчас направлены в Администрацию Президента на согласование в Государственно-правовое управление. Владимир Владимирович, большая просьба, если можно, поддержать эти поправки, чтобы у нас не было такого, как, когда Вы приезжаете в регионы, и всем известно, что предельный – четыре, установлен Правительством, и вдруг Вам показывают платёжку, где реально 17–20 или, как было недавно в Забайкальском крае, 76 процентов рост соответствующих коммунальных тарифов. Эта вещь недопустимая, и с ней нужно бороться.
Второй закон тоже готов. Дмитрий Николаевич Козак своими протоколами его одобрил. Это то, что нужно, – ликвидировать разброс, который непонятен во всех отношениях.
Конечно, хотелось бы обратить внимание на госзакупки. В нашей компании мы уже с новым руководителем «Россетей» очень подробно обсуждали здесь стратегию. Мне кажется, что сейчас уже первые шаги, которые сделаны, позволят и компанию «Россети», и другие компании привести здесь к хорошим практикам, которые есть, например, в «Росатоме» и в целом ряде других наших корпораций.
Конечно, экономия, которая сейчас складывается, в среднем это около 1,5 процентов от стартовой цены, это, конечно, мизер. Меньше чем 6, 8, 10 процентов не должно быть при нормальной конкуренции, когда сталкиваются лбами, и это нормально организовано потенциальными поставщиками по конкурентным секторам, где действительно можно конкурировать. И, собственно, эти ориентиры должны быть поставлены и в виде KPI, и в виде соответствующих задач нашим руководителям, потому что это тот самый инвестиционный ресурс, который, несомненно, должен быть востребован для той же модернизации энергетики.
Я хочу напомнить, что Ваши указания о том, чтобы принять поправки в 44-й и 223-й закон сейчас медленно, но выполняются. Там было отрицательное заключение ГПУ, но сейчас, к счастью, снимаются последние барьеры уже в Государственной Думе. Мы очень надеемся, что в самом ближайшем будущем эти поправки заработают, потому что без них, конечно, добиться этих показателей, существенного улучшения по госзакупкам не представляется возможным.
Наконец, я хотел бы сказать, что, конечно, самыми выгодными вложениями в этой отрасли являются вложения в ликвидацию потерь того, что уже произведено. Это касается и коммунального комплекса, где мы теряем 25 процентов воды. Мы сейчас не так много уже теряем произведённой электроэнергии, но, когда возникает вопрос, например, о том, забрать ли это на дивиденды (пусть на меня не обижается Министр финансов: что нужно для бюджета, безусловно, я это понимаю) или всё-таки часть этих денег вложить в экономию уже произведённого ресурса, чтобы он не уходил, или в цифровизацию, в оптимизацию систем, которые позволят на самом деле в эквиваленте сэкономить миллиарды рублей для отрасли, – я должен сказать, что некоторые даже такие простые расчёты показывают, что это один к трём: один рубль, вложенный в цифровизацию или в модернизацию, по потерям даст эти три рубля на инвестиции. Поэтому здесь тоже нужно считать и взвешивать, в каждом случае выбирая, что важнее, бюджет или отрасль всё-таки, которая будет жить в условиях экономии в системе «инфляция минус». Конечно, очень важно научиться экономить ресурс, который уже создан, когда уже топливо сожжено, уже генерация произошла. Мы его теряем безвозвратно, в этом смысле наши показатели оставляют желать ещё всё-таки лучшего.
И последнее, уважаемый Владимир Владимирович, мы хотели бы сказать, что в Российской Федерации нигде не готовили специалистов по тарифам вообще, ни в одном университете. И сейчас с одобрения Дмитрия Анатольевича в Плехановском университете открывается Высшая школа тарифного регулирования, в которую вместе с властями Москвы приглашаем наших энергетиков, наших уважаемых коллег из «Россетей», мы уже об этом говорили, для того, чтобы создать учебные курсы, учреждения дополнительного высшего образования, чтобы получать соответствующие аттестаты и наконец учить людей заниматься тарифной работой. Это тоже специальная отрасль, и она не такая уж простая, как показывает наша жизнь, нам очень непросто было входить в эту проблему.
Большое спасибо.
ФАС России