Нормативное регулирование эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду после 31 декабря 2018 г.
Кокотов Б.В., к.ю.н. Президент Национальной ассоциации природопользователей
Основные тезисы:
1. С 1 января 2019 г.:- эксплуатация объектов I категории допускается на основании разрешительной документации, выданной до 1 января 2019 г. до момента получения комплексного экологического разрешения с возможностью оформления и переоформления такой документации
- эксплуатация объектов II категории допускается на основании разрешительной документации, выданной до указанной даты (без возможности оформления новой разрешительной документации), до момента:
а) истечения срока действия одного из следующих документов:
- разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
б) подачи декларации о воздействии на окружающую среду.
- Эксплуатация объектов III категории допускается без оформления разрешительной документации с условием:
а) наличия расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);
б) предоставления по итогам отчетного периода:
- отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
2. Лица, эксплуатирующие объекты, не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты, не оказывающие НВОС), применительно к деятельности по обращению с отходами обязаны:
- вести учет в области обращения с отходами;
При этом для целей эксплуатации объектов, не являющимися объектами НВОС оформление разрешительной документации и предоставление специальной отчетности действующим законодательством не предусмотрено;
3. Оформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, не оказывающих НВОС, не требуется.
4. С 1 января 2019 г. ПНООЛР и документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к объектам, не оказывающим НВОС не имеют самостоятельного правового значения.
При этом представление технического отчета по обращению с отходами применительно к объектам, не оказывающим НВОС, не требуется;
5. С 1 января 2019 г. хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах I категории:
А. В переходный период:
- оформляют (переоформляют) документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (применительно к конкретным объектам, оказывающим НВОС);
Б. После оформления комплексного экологического разрешения:
- ведут учет в области обращения с отходами (применительно к конкретным объектам, оказывающим НВОС);
6. С 1 января 2019 г. хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах II категории:
А. В переходный период:
- представляют технический отчет по обращению с отходами (применительно к конкретным объектам, оказывающим НВОС);
Б. После направления декларации о воздействии на окружающую среду:
- ведут учет в области обращения с отходами (применительно к конкретным объектам, оказывающим НВОС);
7. С 1 января 2019 г. хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах III категории:
- представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов;
8. С 1 января 2019 г. хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах IV категории:
- ведут учет в области обращения с отходами (применительно к конкретным объектам, оказывающим НВОС);
1. В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 (далее – Критерии).
Необходимо отметить, что согласно абз. 14, 51 ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
При этом под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей до 1 января 2016 г.) к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанная статья Федерального закона была изложена в новой редакции.
В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действующей с 1 января 2016 г.) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
На основании изложенного, к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, относятся:
- объекты капитального строительства и другие объекты, в процессе эксплуатации которых осуществляются:
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
При этом необходимо отметить, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее – Перечень) – для атмосферного воздуха, для водных объектов и для почв.
На основании изложенного в случае, если в процессе эксплуатации объектов капитального строительства и других объектов не осуществляются:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (в отношении веществ, указанных в Перечне);
2.В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Согласно ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи.
Необходимо отметить, что согласно ч. ч. 6, 7 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 данной статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
При этом необходимо отметить, что Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов утвержден Приказом Минприроды России от 18 апреля 2018 г. № 154 (далее – Перечень).
Таким образом, с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения:
- в срок, отсчитываемый с момента подачи заявки на выдачу комплексного экологического разрешения - до 31 декабря 2022 года для объектов, включенных в Перечень;
Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 1.2 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 данной статьи разрешений и документов.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»), п. 5 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
При этом следует также отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Таким образом, с 1 января 2019 г.:
1. Эксплуатация объектов I категории допускается на основании разрешительной документации, выданной до 1 января 2019 г. до момента получения комплексного экологического разрешения с возможностью оформления и переоформления такой документации;
2. Эксплуатация объектов II категории допускается на основании разрешительной документации, выданной до указанной даты (без возможности оформления новой разрешительной документации), до момента:
а) истечения срока действия одного из следующих документов:
- разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
б) подачи декларации о воздействии на окружающую среду.
3. Эксплуатация объектов III категории допускается без оформления разрешительной документации с условием:
а) наличия расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);
б) предоставления по итогам отчетного периода:
- отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
4. Для объектов IV категории оформление разрешительной документации и предоставление специальной отчетности действующим законодательством не предусмотрено.