КТО ПРИДУМАЛ АЛХИМИЮ?
Разработка проектной и конструкторской документации

КТО ПРИДУМАЛ АЛХИМИЮ?

Для многих из нас алхимик – это такой дремучий полусумасшедший маг в колпаке и мантии из Средневековой Европы. Как правило, он живет в каморке под крышей, сушит лягушек и разные травы, колдует над пузырьками и колбами, периодически у него что-то взрывается и валит разноцветный дым…

На самом деле все иначе: родина алхимии – Древний Египет, а потом «пальму первенства» в этом вопросе перехватили древние греки. Ведь основой всех алхимических теорий, получивших такое распространение в Средневековье, стала теория четырех элементов, которая была подробно разработана греческими философами - Платоном и Аристотелем.

Согласно учению Платона, Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он сотворил четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент полумистического-полуматериалистического учения, которое принято называть алхимией.

Именно из Древней Греции пошли всем нам знакомые по книгам алхимические термины, образы, символы… Например, триада алхимиков - сера, соль и ртуть. В основе теории единства серы, ртути и соли лежит идея макро и микрокосмоса, а человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами! Отсюда и такие «очеловеченные» значения элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - Тело. Таким образом, по этой теории, и Космос, и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли – элемент земли.

Сера и ртуть мыслителями Древней Греции рассматривались как отец и мать металлов; считалось, различные металлы образуются при их соединении. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск.

Идея единства (всеединства), была присуща всем мистическим теориям алхимиков. На основе ее Мастер начинал свою Работу с поиска Первовещества. Найдя его, он путем специальных операций низводил его до Первоматерии, после чего, прибавив к ней нужные ему качества, получал Философский Камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде гностического змея уробороса (ouroboros) - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической работы.

 

Однако, помимо мистических теорий, античные времена подарили нам и первые практические познания веществ и их химических преобразований. К числу несомненных вполне материалистических достижений греко-египетских алхимиков следует отнести открытие явления амальгамирования металлов (описано Диоскоридом, I век н.э.). Александрийскими алхимиками был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Амальгаму золота начали применять для позолоты.

Алхимиками был разработан также способ очистки золота купелированием – нагреванием руды со свинцом и селитрой. Помимо практического значения, уникальная способность ртути образовывать амальгаму привела к появлению представления о ртути, как об особом, "первичном" металле. Тому же способствовали и необычные свойства соединения ртути с серой – киновари, которая в зависимости от условий получения имеет различную окраску от красной до синей.

Первым значительным представителем александрийской алхимии, имя которого дошло до наших дней, являлся Болос Демокритос из Менде, известный ещё как Псевдо-Демокрит (ок. 200 до н.э.). У Болоса впервые сформулирована идея трансмутации металлов – превращения одного металла в другой, прежде всего неблагородных металлов (свинца или железа) в золото! На многие века это стало основной задачей всего алхимического периода.

Следует отметить, что возможность трансмутации обосновывалась алхимиками на основе теории четырёх элементов-стихий. Считалось, сами элементы, сочетанием которых образованы все вещества, способны превращаться друг в друга. Поэтому превращение одного металла, составленного из этих элементов, в другой металл, составленный их тех же элементов в другом сочетании, считалось лишь вопросом метода и искусства! Фактической предпосылкой возникновения идеи трансмутации могло быть известное с древности резкое изменение окраски и свойств металла при введении некоторых добавок (например, цвет известной с IV тысячелетия до н.э. мышьяковистой меди варьируется от белого до красноватых и золотистых оттенков).

   Осуществление трансмутации металлов и составило основную задачу алхимии на протяжении всего её существования. Первые описания способов изготовления сплавов, подобных благородным металлам, имеются уже в работе Болоса; в частности, там описывается приготовление латуни – жёлтого сплава меди с цинком. Этот сплав, по мнению Болоса, являлся золотом.

Ещё одно дошедшее до нашего времени сочинение александрийского периода – энциклопедия, которую около 300 г. написал Зосим Панополит. В этой книге, представляющей собой производственные рецептуры, обильно сдобренные мистикой, им сведены все знания по алхимии, собранные за предыдущие пять или шесть веков. Зосим определял алхимию как искусство делания золота и серебра, причём особо указывал на «герметизм» - запрет разглашения тайн этого искусства. Помимо упомянутых собраний рецептур, от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представляющих собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ. К их числу относится и знаменитая книга "Изумрудная скрижаль" ("Tabula smaragdina") Гермеса Трисмегиста. В целом следует отметить, что об александрийском этапе алхимии известно очень мало, т.к. Александрийская библиотека была практически полностью уничтожена. Кроме того, римский император Диоклетиан, дабы исключить возможность получения дешёвого золота конкурентами, приказал уничтожить все труды по алхимии.

 Увы, утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к ещё большим гонениям на алхимию, пронизанную языческой мистикой, этой злостной ересью…

Но, как известно, прогресс движется по спирали, и в Средние Века для алхимии наступил Ренессанс!



Разработка проектной и конструкторской документации
Календарь событий
Конференция «Азот. Минеральные удобрения-2024»
Дата проведения: 23.04-26.04.2024
https://niik.ru/azot-2024/


 
Химагрегаты №65, март 2024 Версия PDF