Ижорские заводы в следующем году изготовят для ТАНЕКО очередную партию оборудования
Разработка проектной и конструкторской документации

Ижорские заводы в следующем году изготовят для ТАНЕКО очередную партию оборудования

Раздел: Cтроительство и модернизация
15.11.2018

По данным Минэнерго РФ, в 2017 году производство бензина в России составило 39,2 млн тонн, дизельного топлива - 76,8 млн тонн, мазута - 51,2 млн тонн. 

Согласно перспективным планам, в 2019 году производство бензина в стране вырастет до 43,14 млн тонн, дизтоплива - до 80,38 млн тонн, а производство мазута сократится до 43 млн тонн. Важный вклад в развитие отрасли вносят петербургские предприятия, создающие уникальное оборудование для нефтеперерабатывающей промышленности. Еще несколько лет назад подобная техника присутствовала на рынке только в исполнении зарубежных компаний. Чтобы увидеть петербургские агрегаты в действии, корреспондент «СПб ведомостей» отправилась в Татарстан, где в Нижнекамске завершается вторая очередь строительства современного нефтеперерабатывающего комплекса, аналогов которому в России пока нет.


Давление нефти 

Перед началом экскурсии на нефтеперерабатывающий комплекс «ТАНЕКО» (проект компании «Татнефть») я представляла, что увижу огромные цехи, где нефть эффектно переливают из одного огромного резервуара в другой. Однако на заводе я не увидела льющееся через край «черное золото» и даже не почувствовала специфический запах нефтепродуктов. 


Сам завод, на котором нефть превращается в высококачественное топливо, кажется огромным клубком из многочисленных труб, металлических конструкций, агрегатов и резервуаров различных геометрических форм. А венчают весь этот индустриально-футуристический пейзаж факельные коллекторы, выпускающие языки бездымного пламени. 

Как объяснили сотрудники завода, горящие факелы — это неотъемлемая часть системы безопасности любого нефтеперерабатывающего производства. Дело в том, что большая часть оборудования здесь работает под высоким давлением. При изменении режимов работы установок в нештатных ситуациях, чтобы не допустить разрушения аппарата, нефтепродукты передаются на факел, где и сгорают. В обычном режиме на факеле горит только форсунка, как в бытовом водогрейном котле. 


В штате предприятия более 3600 человек, однако людей в этой гигантской «нефтеперерабатывающей лаборатории» практически не видно: все производственные процессы максимально автоматизированы. 


«Первая очередь строительства комплекса практически завершена и уже активно работает. Вторая очередь - в процессе строительства, - объясняет заместитель генерального директора по технической поддержке и качеству нефтеперерабатывающего предприятия Илшат Салахов. - Сегодня завод перерабатывает в год около 9 миллионов тонн нефти. Отгрузка топлива железнодорожным и автомобильным транспортом происходит каждый день, в три смены, без остановок. В перспективе, по завершении второй очереди строительства, на заводе будет обеспечена переработка 14 миллионов тонн нефти в год». 


Сейчас ТАНЕКО занимает 7-е место по объему производства нефтепродуктов в России. При этом по глубине переработки и выходу светлой продукции, а также по степени загрузки мощностей среди российских нефтеперерабатывающих заводов это производство является лидером. К слову, подобные заводы есть в США. Поскольку они были построены до 2000-х, то по уровню современного оснащения уступают нижнекамскому заводу. 



Счастливый билет

Трудно поверить, что всего 12 лет назад в окрестностях Нижнекамска была болотистая местность. Когда специалисты начинали работу над проектом, было принято решение, что оборудование для оснащения этого комплекса должно быть в основном отечественного производства. В реализации проекта были задействованы лучшие предприятия нашей страны, а ключевую роль в строительстве комплекса глубокой переработки сыграли петербургские Ижорские заводы, входящие в группу компаний ОМЗ. 


В Петербурге впервые в России произошло знаковое событие - рождение сразу двух реакторов комбинированной установки гидрокрекинга, то есть для глубокой переработки нефтяных фракций, мазута, вакуумного газойля для получения дизельного и реактивного топлива, а также базовых масел. 


«Контракт на поставку этих реакторов был заключен в августе 2007 года. Кроме ОМЗ в международном тендере на их изготовление принимали участие компании из Японии, Индии, Италии, Южной Кореи, - рассказал генеральный директор ПАО «Ижорские заводы» Юрий Гордиенков. - На тот момент технологиями изготовления такого сложного оборудования для нефтеперерабатывающего завода располагали только зарубежные компании. Однако ни одна из них не укладывалась в отводимые сроки, поэтому было принято решение поручить выполнение этого заказа ОМЗ». 


Конструкторская и технологическая документация, разработанная специалистами Ижорских заводов, прошла согласование иностранных экспертов, в числе которых был лицензиар проекта - американская корпорация Chevron Lummus Global. Предприятие попало в список одобренных поставщиков подобного оборудования, а проект стал для завода входным билетом на рынок крупнотоннажного оборудования для нефтепереработки. Это необходимо для последующего масштабного технического перевооружения всей производственной базы. 


«Проект был принципиально новым для нас, но с технической стороны мы были уверены на 100 процентов, - отметил Гордиенков. - Большую роль в этом сыграли компетенции, полученные предприятием за время производства оборудования для атомных энергетических установок. Архитектура изготовления нового оборудования в значительной степени была взята с технологии изготовления атомных реакторов». 

Чем глубже, тем светлее

Два реактора гидрокрекинга были построены всего за три года. Учитывая масштабность работ, этот срок считается рекордным. Судите сами: диаметр каждого реактора превышал 5 м, их высота - 37 м, толщина стенок сосудов - почти 30 см. Ну а весил один такой агрегат более 1200 тонн. Доставляли это гигантское оборудование заказчику по воде, и для его отгрузки в поселке Усть-Славянка на Неве был построен грузовой причал. 


Ввод в эксплуатацию установки гидрокрекинга на заводе в Нижнекамске позволил перерабатывать нефть с максимально глубокой очисткой. Что в свою очередь дало возможность получения светлых нефтепродуктов. 


Если простыми словами, то получить из сырой нефти темные нефтепродукты (мазут, битум или гудрон) достаточно просто. А вот переработать нефть до такой степени, чтобы на выходе получались светлые нефтепродукты (высокооктановый бензин, арктическое дизельное топливо, авиационный керосин и базовые масла), возможно лишь при наличии сложного технологического оборудования. 
«На сегодня мы производим только светлые нефтепродукты, - подтверждает Илшат Салахов. - Дизельное топливо «Евро-5», показатели качества которого соответствуют самым современным на сегодняшний день двигателям стандарта «Евро-6», авиационное топливо для гражданской и военной авиации, базовые масла второй и третьей групп отправляются в разные регионы страны. В числе активных заказчиков нашей готовой продукции - Петербург и Ленинградская область». 

История с продолжением

Итак, в Нижнекамске процесс пошел, а что же Ижорские заводы? Сегодня предприятие на 50% загружено традиционным для него оборудованием для атомной отрасли, а остальные 50% - это продукция для нефте- и газоперерабатывающих заводов. За последние годы предприятию удалось реализовать более 40 подобных проектов для таких заказчиков, как Туапсинский, Куйбышевский, Сызранский, Новокуйбышевский, Московский, Омский НПЗ, Ангарская и Восточная нефтехимические компании и др. 


«В этом году Ижорские заводы успешно сдали заказчикам оборудование для проекта «Сахалин-2» и для компрессорной станции «Славянская», - сообщил Юрий Гордиенков. - Мы продолжаем сотрудничество и с «Татнефтью». В следующем году для этого заказчика изготовим очередную партию оборудования для комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов». 
Стоит отметить, что на отечественном рынке по этой тематике также работают компании в Ростовской и Волгоградской областях, однако продукция, изготовленная в Петербурге, держит марку лидера. Практика успешной эксплуатации этого оборудования доказала, что оно является достойным конкурентом импортных аналогов. 


«Конкурентным преимуществом нефтеперерабатывающего оборудования, произведенного в России, по сравнению с зарубежными образцами, является фиксированная цена в рублях, реальные сроки, короткая логистика и экономия на таможне, - комментирует генеральный директор ПАО ОМЗ Дмитрий Воробьев. - Кроме того, размещая заказы у западных производителей, российский потребитель может попасть под санкции и не получить длинноцикловое оборудование, срок производства которого 1,5 - 2 года».

ОМЗ поставит на ТАНЕКО новую партию реакторов, «Ижорские заводы» работают над аппаратами для установки гидроочистки средних дистиллятов, сообщал ИА Девон . 




ИА "Девон"


Разработка проектной и конструкторской документации
Календарь событий
Выставка НЕФТЕГАЗ-2024
Дата проведения: 15.04-18.04.2024
https://www.neftegaz-expo.ru


 
Химагрегаты №64, декабрь 2023 Версия PDF