29.09.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», допускающий прямое использование ссылок на стандарты в нормативных документах, в частности при проведении тендеров на закупки оборудования. Таким образом, ГОСТ становится эффективным инструментом для нормализации конкуренции за счет обеспечения единообразия требований к закупаемой продукции, а также гарантии ее соответствия всем заявленным эксплуатационным характеристикам и показателям надежности. Более того, гармонизация стандартов РФ с мировыми нормами технического регулирования способствует решению проблем импортозамещения и повышению конкурентоспособности отечественного оборудования на глобальном рынке.
Технический комитет ТК/МТК 245 «Насосы», являющийся частью структуры Росстандарта, уполномоченный на разработку стандартов на насосное оборудование (за исключением вакуумных насосов), в 2013 г. в качестве базовой организации избрал Российскую ассоциацию производителей насосов (РАПН). На очередном открытом заседании ТК 245 «Насосы» в рамках деловой программы выставки PCVEXPO-2016 прозвучал доклад Е.В. Солодченкова, Исполнительного директора РАПН, Ответственного секретаря ТК245, в котором был освещен ход работ по данному направлению, основные проблемы и пути их решения. Статью по мотивам выступления мы предлагаем нашим читателям.
Доклад с открытого заседания ТК 245 «Насосы»
Е.Солодченков,
Исполнительный директор РАПН,
Ответственный секретарь
ТК 245 «Насосы»
Использование требований ГОСТ при закупках оборудования является дополнительным стимулом для предприятий изготовителей активно принимать участие в разработке и согласование стандартов. Перспективный план работ ТК/МТК 245 «Насосы» по разработке стандартов сформирован до 2018 г. Стандарты, разрабатываемые в 2015 – 2016г. и запланированные к разработке в 2017 г. входят в план работ Росстандарта (таб.1).
Шифр задания ПНС | Наименование проекта государственного нормативного документа | Рассылка 1-й редакции проекта НД | Предоставление окончательной редакции проекта НД |
---|---|---|---|
1.2.245-2.001.14-RU | Насосы динамические. Методы испытаний. (IDT ISO 9906:2012) | 2014 | 2015 |
1.2.245-2.002.14-RU | Насосы и установки жидкостные. Общие термины, определения, величины, буквенные обозначения и единицы. Часть 2. Насосные системы. (IDT ISO 17769-2:2012) | 2014 | 2015 |
1.2.245-2.004.14-RU | Насосы. Центробежные насосы. Бессальниковые циркуляционные насосы. Часть 3. Индекс энергетической эффективности (EEI) циркуляционных насосов, являющихся составной частью другой продукции. (IDT EN 16297-3:2012) | 2014 | 2015 |
1.2.245-2.001.15-RU | Насосы центробежные c односторонним всасыванием. Размеры гнезд под герметизирующие уплотнения и набивку из мягкого материала. (MOD ISO 3069:2000) | 2015 | 2016 |
1.2.245-2.002.15-RU | Насосы. Центробежные насосы. Минимальный требуемый индекс энергоэффективности (MEI) насосов для воды. (MOD ЕN 16480) | 2015 | 2016 |
1.2.245-2.003.15-RU | Оценка энергоэффективности насосных систем. (MOD ISO/ASME 14414:2015) | 2015 | 2016 |
1.2.245-2.004.15-RU | Центробежные насосы, работающие на вязких жидкостях. Поправки к расчетным характеристикам. (IDT ISO/TR 17766:2005) | 2015 | 2016 |
1.2.245-2.001.16 | Насосы жидкостные и установки. Акустические испытания. Степени точности 2 и 3 (EQV ISO 20361:2007) | 2016 | 2017 |
1.2.245-2.002.16 | Насосы центробежные герметичные. Технические требования. Класс II (EQV ISO 15783:2002/Amd.1:2008) | 2016 | 2017 |
1.2.245-2.004.16 | Насосы жидкостные. Требования техники безопасности. Процедура гидростатического испытания ( IDT EN 12162+A1:2009) | 2016 | 2017 |
1.2.245-2.005.16 | Насосы и насосные установки для жидкостей. Общие требования безопасности (IDT EN 809+A1:2009) | 2016 | 2017 |
1.2.245-2.006.16 | Насосы поршневые прямого вытеснения и насосные установки. Технические требования (IDT ISO 16330:2003) | 2016 | 2017 |
Мешалки лопастные погружные для сточных вод и прочих применений. Методы испытаний (IDT ISO 21630:2007) | 2017 | 2018 | |
Насосы поршневые и плунжерные для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности. Общие технические требования (EQV/NEQ ISO 13710:2004) | 2017 | 2018 | |
Насосы центробежные. Технические требования. Класс I. (ГОСТ Р 54806-2011) | 2017 | 2018 | |
Центробежные насосы. Технические требования. Класс II. (ГОСТ Р 54805-2011) | 2017 | 2018 | |
Насосы центробежные. Технические требования. Класс III (ГОСТ Р 54804-2011) | 2017 | 2018 |
Работа технического комитета направлена на разработку идентичных ISO/TC 115 «Pumps» и CEN/TC 197 «Pumps» российских стандартов, создание которых приближает нас к давно поставленной цели сближения систем технического регулирования и стандартизации Европейского Союза и Российской Федерации. Это способствует реализации программы импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных производителей, т.к. требования, выдвигаемые новыми стандартами к продукции наших заводов, соответствуют европейским аналогам, используемым в проектах западных лицензиаров, разработчиков современных технологий и пр. Таким образом, новые стандарты открывают российским производителям насосного оборудования широкие возможности для создания изделий, готовых успешно конкурировать на отечественном и глобальном рынке. Движение по пути создания идентичных стандартов позволяет оптимальным образом формировать доказательную базу (в части насосного оборудования) к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».
При формировании планов работы ТК часто обсуждается возможность разработки модифицированных стандартов, которые позволят учесть отечественные традиции проектирования и производства оборудования, но требуют широкого участия заинтересованных предприятий в работе над документом для выработки формулировок, отвечающих интересам активного большинства производителей насосов. Участие в разработке отраслевых стандартов – важная задача для наиболее развитых предприятий, обладающих собственными научными и конструкторскими подразделениями, современным производством, которые позволяют обеспечить выпуск насосов с показателями качества и надежности, соответствующими лучшим мировым образцам. Своевременное участие в обсуждении проектов стандартов, очное участие в работе ISO/TC 115 «Pumps», направленное на отстаивание интересов российских производителей насосов при разработке стандартов, – самый правильный путь для развития конкурентной среды с иностранными изготовителями.
Когда РАПН в 2013 г. выдвинула свою кандидатуру в качестве нового секретариата ТК 245 «Насосы», не было сомнений, что именно так и должно быть: некоммерческая организация, объединяющая отраслевые предприятия, не имеющая коммерческого интереса к продвижению собственной продукции на рынке за счет стандартов, возглавляет секретариат технического комитета, область деятельности которого на 100% совпадает с областью интересов предприятий, в нее входящих. Далее, основываясь на приоритетных направлениях в области стандартизации и объективной потребности предприятий, составляется программа разработки новых и пересмотра существующих стандартов. Предприятия, заинтересованные в разработке и принятии конкретного стандарта, оказывают экспертную помощь в составлении или редактировании технической основы стандарта, ее смысловой и критериальной части. В это же время секретариат занимается администрированием прохождения темы через все инстанции, предусмотренные законодательством и основополагающими стандартами на разработку документов в области технического регулирования. Это - как предполагалось.
В реальности же вышло так, что, взяв на себя обязанность ведения секретариата ТК, секретариат РАПН целиком и полностью взял на себя роль как администратора, так и разработчика стандартов. Такой расклад, принимая во внимание род деятельности сотрудников секретариата ассоциации, не связанный непосредственно ни с разработкой, ни с изготовлением, ни с испытаниями насосов, не мог не сказаться на качестве стандартов в целом и, в особенности, на качестве их первых редакций.
Сложилось это, на наш взгляд, по ряду причин. Первая — отсутствие на предприятиях специалистов, рабочие обязанности которых, в первую очередь, включали бы в себя мониторинг изменений нормативно-технической базы стандартов на насосное оборудование и участие в работах по ее пересмотру. Проще говоря, на момент формирования обновленного ТК 245 «Насосы» ни в его составе, ни на предприятиях, входящих в его состав, не было ни одного эксперта по стандартизации. Вторая — отсутствие инициативы членов ТК относительно внесения предложений при формировании программы разработки национальных и межгосударственных стандартов. Третья — отсутствие возможности финансирования участия независимых технических экспертов при разработке стандартов.
Первые две причины за последние годы худо-бедно стали выправляться, в ТК 245 появилось два сертифицированных эксперта по стандартизации. Некоторые члены ТК стали выделять кадровые ресурсы и рабочее время сотрудников на детальную проработку проектов стандартов, на мониторинг состояния дел в области стандартизации у своих основных поставщиков, разработка стандартов которых проходит в других ТК. В 2015 году в ТК 245 был разработан стандарт на размеры камер под торцовые уплотнения центробежных насосов, инициативу разработки которого, а впоследствии и техническое редактирование его содержания, взяло на себя ООО «НПК «Герметика». Наверное, этого недостаточно, однако, очень хочется надеяться, что это были первые редкие и столь долгожданные капли надвигающегося ливня после долгой засухи.
С третьей причиной все гораздо сложнее. Тут у многих может возникнуть вопрос: «Подождите, под большинство тем Росстандарт выделяет деньги. Раз РАПН является разработчиком, то что мешает часть из этих денег направить на финансирование независимых экспертов?» Это правда, РАПН, действительно, ранее получало деньги за разработку идентичных и модифицированных международных стандартов, отвечающих основным направлениям развития стандартизации в стране. Правда сумма эта составляла порядка 200 тысяч рублей в год за стандарт. Вычтите отсюда оплату переводов, затраты на редактирование и издательское редактирование, налоги. Что останется в конце? Тем более, что в настоящее время и этих небольших денег РАПН не получает. Увы, не от хорошей жизни с 2014 года РАПН собирает дополнительные взносы со своих членов на финансирование работ по стандартизации. Тем не менее, если кто-то из членов ТК 245 готов на себя полностью взять разработку какого-либо стандарта – включая переводы, все виды редактирования, сбор и согласование замечаний, а также подготовку прочих отчетностей, относящихся к госконтракту – за указанную выше стоимость, то такая заявка, не сомневаюсь, заслужит одобрение членов ТК и будет включена в план его дальнейших работ.
Есть еще один «тугой» момент, связанный с разработкой именно идентичных и модифицированных стандартов по отношению к международным. К большому сожалению, на сегодняшний день отечественные представители де-факто отсутствуют в техническом комитете ИСО по насосам. На злобу дня стоит упомянуть, что никто их оттуда не выгонял — их там просто нет. Они туда никогда и не ездили. А статус участия Российской Федерации в этом ТК — полноправный член! Вот теперь представьте парадокс: в разработке стандарта никто из российских специалистов участия не принимает, а голосовать, основываясь на их заключение, обязан секретариат ТК 245. Первое, что приходит в голову — воздержаться. Но эти «западные бюрократы» при подаче голоса «против» или «воздерживаюсь» требуют обосновывать принятие такого решения! И откуда такое обоснование возьмется? Единственный выход — голосовать «за» в надежде на то, что они там не напишут что-то совсем для нас неприемлемое. В итоге имеем ситуацию, когда при разработке идентичного или модифицированного отечественного стандарта вылезают огрехи исходного международного, а их правка сопряжена с трудностями, обусловленными регламентом принятия таких стандартов.
Но, как говорится, глаза страшатся, а руки делают. Ниже представлен список выполненных тем по разработке межгосударственных стандартов по линии ТК 245 «Насосы» в 2016 г:
Окончательные редакции:
- Насосы центробежные консольные. Размеры камер под торцовые уплотнения и сальниковую набивку (ISO 3069:2000, MOD);
- Насосы центробежные для воды. Определение минимально необходимых значений коэффициента полезного действия и индекса энергетической эффективности (EN 16480, MOD);
- Оценка энергоэффективности насосных систем (ISO/ASME 14414:2015, MOD);
- Насосы центробежные для перекачивания вязких жидкостей. Поправки к рабочим характеристикам (ISO/TR 17766:2005, MOD).
Первые редакции:
- Насосы жидкостные и установки. Акустические испытания. Степени точности 2 и 3 (ISO 20361:2007, MOD);
- Насосы центробежные герметичные. Технические требования. Класс II (ISO 15783:2002/Amd.1:2008, MOD);
- Насосы жидкостные. Требования техники безопасности. Процедура гидростатического испытания (EN 12162+A1:2009, IDT);
- Насосы и насосные установки для жидкостей. Общие требования безопасности (EN 809+A1:2009, IDT);
- Насосы поршневые прямого вытеснения и насосные установки. Технические требования (ISO 16330:2003, IDT).
На 2017 г. в проект ПРНС внесены следующие темы:
- Мешалки лопастные погружные для сточных вод и прочих применений. Методы испытаний (ISO 21630:2007, IDT);
- Насосы поршневые и плунжерные для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности. Общие технические требования (ISO 13710:2004, MOD);
- Насосы центробежные. Технические требования. Класс I (Разработка ГОСТ на базе ГОСТ Р 54806-2011);
- Насосы центробежные. Технические требования. Класс III (Разработка ГОСТ на базе ГОСТ Р 54804-2011);
- Центробежные насосы. Технические требования. Класс II (Разработка ГОСТ на базе ГОСТ Р 54805-2011);
В очередной раз РАПН призывает производителей и потребителей насосного оборудования не оставаться безучастными в вопросах формирования программ будущих работ по стандартизации и активнее включаться в работу по подготовке первых и окончательных редакций текущих тем. План работ ТК245 «Насосы» на 2018-2019 г.г. планируется утвердить до мая 2017г.
Все предложения и замечания можно направлять на электронную почту ТК 245: info@tk245.ru